Почему только США смогли создать ядерное оружие во время второй мировой войны? Что на самом деле чувствовал Гарри Трумэн, отдавая ужасный приказ о бомбардировке японских городов? Сколько сил было вложено в исследования? Почему учёные были против использования своего изобретения? Последние документы, всецело проливающие свет на Манхэттенский проект, наконец рассекречены!
Теперь каждому доступна симуляция, имитирующая гонку вооружений сверхдержав за ядерное превосходство на планете. "
Проект Манхэттен" (The Manhattan Project) - это уникальная стратегическая настольная игра на очень серьёзную тему. Игроки, которые условно выступают за разные страны, создают атомные бомбы для сохранения ядерного баланса в мире. Их задачей является грамотное управление ресурсами и персоналом с целью набрать необходимое количество победных очков, разработав, испытав и погрузив на бомбардировщики ядерные бомбы разных типов и размеров. Побеждает тот игрок, который первым накопит необходимый ядерный потенциал.
В игре довольно много компонентов. Все очень яркие, красочные, выдержаны в едином стиле. Как обычно, первым делом аккуратно выдавливаем игровые элементы из трафаретов. В посте будут рассмотрены все компоненты в отдельности.
Дизайн компонентов потрясающий. Автором иллюстраций является испанский художник Sergi Marcet Rovira, который ранее уже занимался оформлением настольных игр. Локализация компонентов также сделана на отлично - и адаптированный перевод названий бомб, и перевод второстепенных текстов на игровом поле, а также нестандартные шрифты и прочее.
Игровое поле в верхней части содержит строительный рынок с карточками зданий пяти типов (рудник, фабрика, реактор, обогатительный завод и университет). Слева от рынка "пепельница для взяток". Под ней шкала шпионажа. По центру - основное поле с общедоступными возможностями. В правой части находится шкала топлива (плутоний и уран).
50 карт зданий: 6 начальных (коричневая рубашка) и 44 обычных карты (синяя рубашка). В верхней части каждой карты здания указано, что нужно потратить (деньги, ресурсы и/или рабочая сила), чтобы получить то, что указано в нижней.
30 карт бомб двух типов (плутониевые и обогащённые ураном). В верхней части карты указаны требуемые работники и необходимое топливо для разработки бомбы. В нижней части - количество победных очков за успешную разработку (на плутониевых бомбах дополнительно есть победные очки после тестового взрыва). Также на карточках бомб указана стоимость загрузки бомбы в бомбардировщик (загрузка даёт 5 дополнительных победных очков).
48 монет номиналом $1 (38 штук) и $5 (10 штук). По 5 жетонов истребителей и бомбардировщиков. 5 жетонов тестовых взрывов. 10 маркеров загрузки бомб. 16 двусторонних маркеров повреждений. 40 кубиков жёлтого кека. 15 маркеров игроков (по три на каждого), но в моём экземпляре игры в коробке оказалось аж 16 лишних маркеров игроков!
72 рабочих (по 4 чернорабочих, учёных и инженеров) шести цветов (персональные для каждого игрока + нейтральные подрядчики). Именно рабочие являются самым главным ресурсом в игре.
5 персональных планшетов игроков, на которых размещаются купленные здания. В верхней части каждого планшета есть шкала истребителей и бомбардировщиков.
Несмотря на обилие компонентов и объёмный текст в правилах, настольная игра на самом деле очень простая. Всё сводится к выстраиванию цепочек из действий вида: "платим" то, что нарисовано вверху здания или внутри ячейки, и получаем то, что нарисовано под ними (так называемый "доход").
Каждый игрок в свой ход может сделать одно из двух:
1. Разместить рабочих.
2. Убрать рабочих.
Действие "Убрать рабочих" возвращает всех личных рабочих на склад игрока (а подрядчиков - на общий склад) и должно привести к возвращению по крайней мере одного из постоянных рабочих игрока. Если это невозможно, игрок должен выбрать действие "Разместить рабочих" и разместить хотя бы одного рабочего.
Если игрок выбрал размещение рабочих, то он может разместить одного рабочего на общем игровом поле и/или сколько угодно рабочих (пока они имеются в наличии и пока доступны какие-либо действия) на зданиях (своих или чужих в случае шпионажа). Эти действия необязательны, но за ход игрок обязан разместить хотя бы одного рабочего.
На некоторых ячейках общего поля указаны требования, необходимые для их активации (определённый тип рабочего, наличие жёлтого кека или денег). Под каждой ячейкой указывается то, что игрок получает сразу же после размещения в ней рабочего. На общем игровом поле можно размещать рабочих только в пустых ячейках. Исключение: стройка - там сразу может находиться сколько угодно рабочих любых игроков. На общем поле игрок в свой ход может разместить только одного рабочего (кроме разработки бомб, где нужно одновременно разместить учёного и инженера) и только до того, как начнёт размещать рабочих на своём игровом планшете (или планшетах других игроков в случае шпионажа).
Здания, купленные игроками и размещённые на своих планшетах, производят ресурсы по схожему принципу. На каждой карточке здания, размещённой на планшете игрока, сверху обозначены подходящий тип рабочего (вопросительный знак - рабочий любого типа) и количество рабочих, которое необходимо для активации здания и разового получения "дохода" от него, который обозначен внизу карточки. Реакторы и обогатительные заводы также дополнительно требуют затрат денег, жёлтого кека или урана. Ресурсы при размещении рабочих в здании игрок получает мгновенно. Чтобы повторно получить "доход" с этого же здания, игроку нужно будет убрать рабочих (теряется ход) и ещё раз разместить их в этом здании.
Также в игре есть авиация (истребители и бомбардировщики). Бомбардировщики позволяют повреждать здания противников, после чего для возвращения их работоспособности понадобится ремонт. А истребители защищают бомбардировщики (последних нельзя атаковать, если у игрока имеются первые). Кроме того, бомбардировщики используются для погрузки бомб (+5 победных очков за одну погрузку).
В дополнение к действию "Разместить рабочих" игрок в любой момент своего хода может произвести любое количество действий с бомбами. При постройке бомбы рабочие игрока в необходимом количестве размещаются на карточке бомбы. В дополнение к этому игрок тратит указанное на карточке количество топлива (плутония или урана). Рабочие остаются на карточках бомб до выполнения действия "Убрать рабочих".
На плутониевых бомбах снизу указывается два числа победных очков. Чтобы засчитать большее количество очков с карточки плутониевой бомбы, игрок должен провести тест (испытание) бомбы, пожертвовав ею. Тест проводится один раз, но "красные" очки засчитываются на всех имеющихся и разработанных в будущем плутониевых бомбах.
Дополнительные очки можно заработать, погрузив одну или несколько бомб на бомбардировщики. Для погрузки бомбы необходимо потратить деньги (сумма указана на карточке бомбы) и 1 бомбардировщик с планшета игрока.
Далее несколько иллюстраций, включая игровой процесс, а также небольшой видеообзор от "Два в кубе".
Click to view
Настольная игра "
Проект Манхэттен" (The Manhattan Project) разработана в 2012 году Брэндоном Тиббетсом (Brandon Tibbetts) и издана компанией Minion Games при поддержке сборов на Kickstarter. Перед запуском краудфандинговой кампании автор на протяжении полутора лет занимался проработкой баланса и тестированием. Игра три раза издавалась на английском языке, также издана на венгерском, французском, немецком, португальском. Русскоязычная локализация принадлежит издательству "
Магеллан" и "
Мосигре". В августе 2014 года появились цифровые версии настольной игры "Проект Манхэттен" для Android и iOS, которые выполнены на самом высоком уровне.
На данный момент игра имеет два дополнения: в 2012 году увидело свет первое дополнение "Nations" (карты семи стран, обладающих определёнными возможностями с самого начала партии), а в 2013-ом вышло второе дополнение "Second Stage" (семь личностей учёных, ещё семь новых стран, строительство ракет и водородных бомб). Дополнения пока не локализованы. Также существует полностью карточный вариант The Manhattan Project: Chain Reaction (не локализован).
Европейский хит "
Проект Манхэттен" (The Manhattan Project) - это ресурсная стратегия про ядерную гонку. Игроки возглавляют команды разных стран, которые ведут проекты по разработке атомных бомб. Игра отличается развитой системой управления, большой гибкостью во взаимодействии игроков и интересной дипломатией. В нашей большой компании настольщиков "Проект Манхэттен" пошёл на ура, так как среди нас много любителей игр, где необходимо планировать и реализовывать комбинации из нескольких последовательных действий. А здесь это главное. Стоит отметить, что цена для игры с таким количеством компонентов очень даже заманчивая. Очень рекомендую.