В свете разгоревшейся священной войны по поводу двух детских русскоязычных театров на Чикагщине, решила высказать свое пятицентовое веское мнение.
Холиварить - честно! - не хочу, если кто-то на меня обидится, я не виновата. Пост не под замком, чтобы его было видно безжежешной подруге, а не затем, о чем вы подумали. В обоих театрах играет достаточное количество близких нашему семейству детей, так что перекоса предпочтений у меня нет. Единственное, у Браво я видела два спектакля, а у Шайбл - всего один.
Пьесы
Шайбл: "Приключения Золушки на Новогоднем Балу"
Браво: "Новогодние Приключения Незнайки"
Сценарий
Шайбл: Базовый сценарий очень выигрышный, большая часть заимствована из прекрасного музыкального фильма "Золушка" 1947-го года. Сценарий очень милый и простодушный, как нельзя более подходящий для детского представления. Герои Шайбл смоделированы именно по шаблонам этого сценария, вплоть до недостатков (образ феи). Так что претензий, казалось бы, быть не должно. Но они есть. В базовый сценарий лоскутно вкраплены сцены из более позднего и гораздо менее простодушного мюзикла, что создает драматический диссонанс. Например, мне очень трудно воспринимать восьмилетнюю Золушку и столь же "взрослого" принца, в патетическом дуэте "Как могли мы разминуться", когда ничего, НИЧЕГО, такого повышения градуса не предвещало. Почему наивные дети вдруг задумались о таких, мягко говоря, житейских мелочах - совершенно неясно. То есть там, где сценарий заимствован, он прекрасен в той же степени, что и оригинал. А вот самодоработки и патчи, на мой взгляд, были неудачны и неорганичны. Хотя длительность спектакля порадовала (1.5 часа без антракта)
Браво: Здесь сценарий полностью самописанный, поэтому стилистически вполне выдержан и логичен. Огромный плюс сценария в том, что он написан именно под конкретный контингент актеров, и поэтому в нем нашлось место для всех. Незнайка - вообще такое дивное произведение, в котором мне ни разу не удалось посчитать героев, и в этом тоже огромный плюс данного сценария, потому что детишек в театре задействовано много, и у каждого была, хоть маленькая, но своя роль. Минус - слишком много аллюзий и отсылов к контексту, который нашим детям чужд, а также некоторая многословность и пространственная рассеянность действия. Думаю, что некоторые сцены вполне можно было бы опустить.
Игра актеров (главные роли)
Шайбл: Отлично подготовленные и исполненные главные роли. Мне особенно понравилась девочка, исполнявшая роль Мачехи. Также прекрасно исполнены роли Золушки, Короля, Принца, и обеих Сестер.
Браво: То же самое в адрес актеров театра Браво. Отлично исполненные роли Незнайки, Знайки, и Кнопочки.
Игра актеров (второстепенные роли)
Шайбл: В пьесе практически не было второстепенных ролей (только скоморохи, Танцмейстер, и Испанская принцесса). Вместо них были многократно продублированные персонажи, разговаривающие хором: 5 пажей, 7 поварят, и несчетное количество мышей. Поварята и мыши меня особенно поразили, ибо передвигались они исключительно невнятной толпой и скандировали слова с эффектом эха. Так же были несколько персонажей "без речей" (портнихи, придворные).
Браво: Интересные мизансцены с участием всех персонажей. Многие роли очень удачные. Особенно понравились Синеглазка, Дочка Бизнесмена, и мальчики-Интерны (может еще кого-то забыла, потому что смотрела спектакль месяц назад). К сожалению, не все дети с ролями справились. Особенно огорчила сцена с Гномиками, где дети откровенно не помнили текста.
Постановка (сценические движения, композиции)
Шайбл: Очень аффектированная манера невербального выражения, многие мизансцены были готовыми живыми картинами. В "Золушке" это уместно и понравилось. Других спектаклей этого театра я не видела, поэтому на этом и остановлюсь.
Браво: Естественная, спокойная манера держаться, позы подчеркнуто небрежные. Дети вцелом на сцене держатся раскованно, и хорошо знают где в какой момент им следует находиться.. Они расслаблены и ненапряжены. Смотрелись хорошо и органично.
Постановка (хореография)
Шайбл: Неудачно поставленные танцы, многие так и просто ниже среднего уровня художественной самодеятельности. Центральный танец на королевском балу создавал ощущение столпотворения, а не танца, хотя на сцене находилось всего 5 пар. Идея хоровода вообще ни о чем - половина актеров постоянно находились спиной к зрителям, а того, что происходило внутри - не видно. Я понимаю, почему там был хоровод, но именно в сценической постановке он был неуместен. В арабском танце было тоже неясно кто из многочисленных танцующих Восточная Прицесса. Я так до конца этого и не поняла.
Браво: Вот что было на высоте, так это танцы. Выше всяких похвал. Отлично поставленные, прекрасно исполненные современные и бальные номера. В театре очень много талантливых танцоров, и спектакль предоставил им возможность в полной мере показать свое мастерство. Даже большие групповые танцы оставляли возможность рассмотреть каждого танцора и не создавали ощущения хаоса.
Постановка (музыка, песни)
Шайбл: Красивые голоса, хорошее исполнение, живой аккомпанемент. Аккомпаниатор по всей видимости с детьми работает много и долго, потому что есть ощущение ненапряженной сыгранности. Кстати, последнее - большой плюс в том плане, что аккомпаниатор очень помогала исполнителям. Кроме того, она мне просто очень понравилась.
Браво: Музыка - запись. Хорошая зажигательная подборка, огромный плюс для танцевальных номеров. В песенных же номерах, исполнение было... разное. Были исключительные номера, как хоровые, так и сольные (Кнопочкины "5 минут", Синеглазкины "Глаза у Синеглазки", и многие другие), но в то же время были дети, которым трудно попадать в записанную музыку и номера их воспринимались плохо. Вобщем, намного больший качественный разброс между лучшими и худшими, примерно как и со второстепенными ролями. Без некоторых номеров спектакль был бы намного выше уровнем (но как это осуществить на деле, никого не обидев, я не знаю).
Постановка (костюмы)
Шайбл: Уместные. Не очень понравились парики, которые смотрелись гротескно и невыигрышно на хрупких детских фигурках.
Браво: Уместные. Яркие и броские. Дети в них смотрелись отлично.
Постановка (декорации)
Понравились и те и другие. Я плохо помню подробности декораций в спектакле Браво, так как не собиралась писать критический обзор, и не оставила пометок.
Самое большое остаточное недоумение
Шайбл: В этом театре вообще играет хоть один мальчик?! Даже Лесничий разговаривал мягким девичьим сопрано из-под пышных мужских усов.
Браво: Неужели так сложно наладить работу микрофонов, чтобы хотябы всех детей было слышно? Нет, ну правда, микрофоны - всего лишь техника, что стоит их проверить и настроить так, чтобы всех детей было слышно?
Вывод
А нету вывода. Не понимаю о чем холивар, сыр-бор, и нападки на один театр, и восхваление другого. Хотя детям, мне кажется, заниматься интереснее в Браво. А спектакли примерно на одном уровне: если что-то лучше у Шайбл, то у Браво получается лучше что-то другое.
И в заключение очень личное
Своего ребенка я бы отдала в Браво, и учила бы с нею слова, чтобы она не портила мизансцен. Потому что там во-первых на каждом ребенке лежит больше ответственности за целое, что я поощряю, а во-вторых гораздо сильнее хореография и прочие танцы. Ну, а кроме того я даже не представляю себя на месте родителей, которые весь год три раза в неделю возили своего ребятенка на репетиции, а на спектакле восхищались тем, как чудесно она играет восьмую мышь, намного лучше и талантливей остальных пятнадцати.
Фсе. Я высказалась. Можете меня ругать, хвалить, отфренживать... вотева.