Сколько должно быть людей в компании, чтобы вдоволь насмеяться или от души подраться?

Jun 23, 2011 23:21



От выявления личных потребностей, в основе которых - делёж и отношение к нему, плавно перейду к малым группам - основе каждого общества. Занимательная математическая педагогика была предметом моего многолетнего диссертационного исследования.

Известно, что возможности реальной коммуникации ограничивают количество участников в одной группе: двое влюбленных или друзей (третий - лишний), святая троица, тренинг-группа из 5, 7, 9 или 11 человек, семья (7 «Я»), 11 футболистов, 12 апостолов, солдатский взвод, пионерское звено, комсомольская ячейка, трудовая бригада, толпа из 13 и больше человек и т.п.

Парное взаимодействие - основа, фундамент человеческих отношений. Только в паре возможен справедливый делёж. Потому что всё можно поделить поровну. Романтический ужин на двоих - это удивительное событие, при котором два любящих друг друга человека делят на двоих весь мир. В этот момент мир принадлежит только им.

Диалоговое взаимодействие в наибольшей степени способствует гармонизации личности и более успешной социализации. Один человек может практически всё, кроме получения внешнего одобрения. Два человека могут вообще всё.

Человек-одиночка всегда ищет себе пару. В современном мире атомизации общества человек иногда находит себе пару в домашнем животном, интернете, наркотике. Эти заменители только, увы, усиливают изоляцию.

Любому нужен второй человек для демонстрации собственной силы, уверенности и желания власти с проецированием всего этого на другое существо. «Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела. Глубокий смысл имеет культурное притворство, вежливость, с помощью которых мы ежеминутно подчеркиваем интерес друг к другу» (О. Мандельштам).

В паре происходит взаимодополнение (психологическая компенсация) внутреннего мира каждой личности. Наличие у человека (особенно у ребенка, особенно в новом коллективе) товарища (друга) - необходимый элемент психологической защиты.

Ну почему про это так часто забывают родители и педагоги? Ребёнок без друга, то же, что и одинокий командировочный, только во втором случае взрослого ждёт опыт возвращения домой, а у детей такого опыта нет. Поэтому они ощущают себя брошенными, ненужными, вечно одинокими.

Помогите каждому ребёнку найти вторую половинку. Сделать это легко, потому что дети играют, а найти партнёра в игре всегда проще и веселей. Притвориться культурным даже в продолжительной взрослой игре просто. А вынужденное притворство часто меняет отношение. А отношение определяет жизнь и наполняет её новым смыслом.

Умение педагога в короткий срок подобрать каждому ребенку подходящего (с психолого-педагогической точки зрения) партнера, наладить парное (диалоговое) взаимодействие - главный элемент профилактики суицидальных и других индивидуальных отклонений, основа успешности функционирования любого коллектива: одновозрастного, разновозрастного, однополого, разнополого, временного, постоянного.

Микрогруппа, состоящая из трех человек, - изначально конфликтная, потому что делёж в ней поровну не возможен, а происходит по специальной договоренности, при которой существует большее разнообразие мнений, возможно доминирование двух над третьим.

Любая употребляющая наркотики (включая алкоголь) компания изначально (часто бессознательно) настроена на конфликт. Причиной «сообразим на троих» является не количество употребляемых наркотиков и не их стоимость. Главное - двоим посмеяться над третьим или побить его - словесно или физически. Это известное желание доминирования особенно свойственно временно неверующим людям, живущим только материальными (наркотическими) потребностями.

В трезвой компании из трех человек конфликт часто неизбежен, потому что двое в короткий промежуток времени объединяются против третьего. Они придумают ему ярлык и возвысятся над ним.

Это не произойдет, если поочередно один из трех будет выполнять роль наблюдателя за взаимодействием, арбитра или руководителя. Редко двое подчиняются третьему. Это возможно только по каким-то игровым правилам или договоренностям.

Созданные таким образом «тройки» - основа бесконфликтного поведения в коллективе. Неслучайно ведь тройки так популярны в народном фольклоре и христианстве, где, например, один из богатырей - старший, а в святой троице - вообще отец.

Группам из четырех человек присуща большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. С парами всегда удобней работать, потому что один может держать (условно или реально) другого за руку, что в 2 раза усиливает безопасность в коллективе.

Одна из ошибок - назначать в четвёрке кого-то главным. Справиться с изначально конфликтной тройкой иногда сложно даже профессиональному руководителю (ему постоянно приходится быть в роли четвёртого, поддерживая «изгоя»). Совершенно логично в четвёрке иметь двух начальников - в каждой паре - а самому выступать арбитром.

Как только мини-группа становится больше четырех человек - волшебным образом коллективные потребности занижают индивидуальные нормы. Уже группа из 5 участников предполагает больший обмен опытом и имеет более высокий творческий потенциал и возможность реализации коллективных договоренностей в дележе.

Пока в группе 4 человека, достаточно легко повлиять, чуть сложнее изменить тип поведения каждого отдельного члена такой группы. Профессиональные репетиторы и тренеры индивидуального развития личности не формируют коллективы больше четырёх человек, потому что с появлением пятого законы, действующие в парах и тройках, уступают место групповым нормам.

Там, где пять - формируется актив (один или несколько человек), навязывающий остальным членам коллективные нормы. То есть правила, по которым одному или нескольким людям более комфортно делить имеющиеся ресурсы (в них я включаю даже внимание родителя или педагога).

Впятером жить конфликтнее. Вы никогда не задумывались, почему в большинстве автомобилей (не считая водителя, он в занятой роли) и в купе железнодорожного поезда - 4 места? Потому что давно известно, что в закрытом пространстве самое комфортное количество - четыре человека, при появлении пятого каждому участнику необходимо выполнить нехарактерные для личности роли, например, изображая себя в стрессовых ситуациях социального характера героем, критиком, злодеем, часто играя роли своих антиподов.

Появление пятого усиливает групповые переживания, тревожность, но зато увеличивает количество различных межличностных ситуаций и позволяет участникам взглянуть на делёж с точки зрения иного лица.

Почему нас всех тянет находиться в пятерках? Благодаря многолетним исследованиям мы выявили интересные закономерности развития отношений в группах от 5 и более человек.

Но об этом - в следующей публикации «Почему сообразить на пятерых полезнее, чем на троих».



делёжКАК, Тетерский, полезные подсказки, dimsi.net

Previous post Next post
Up