Типичные ошибки в выпускных квалификационных работах современных студентов

Mar 06, 2016 17:20



Как всем хорошо известно, не бывает ничего бесплатного. Бесплатное конкретно для вас оплачено кем-то другим (как и бесплатное от вас оплачивается самым бесценным - вашим временем).

Если старшекласснику посчастливилось поступить на бесплатное (бюджетное) место в институт - за него платит государство, которое из-за этого урезало расходы на другие немаловажные статьи: поддержку многодетных семьей, инвалидов и пенсионеров, строительство школ, больниц и приютов.

Порядка полумиллиона рублей (зависит от специальности и вуза) выделяет государство на четырехлетнее обучение одного бакалавра, плюс к этому - льготное питание, проживание, проезд, медицинское обслуживание и тому подобные, сопутствующие образованию затраты.

Государство ежегодно вкладывает триллионы рублей (3,3 трлн в 2015 г.[1]) в образование, чтобы Россия сохранила и приумножила свою интеллектуальную мощь.

По итогам своего обучения студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования, допускается к государственной итоговой аттестации, которая, по выбору организации, может проводиться в одной из двух форм: как государственный экзамен или как защита выпускной квалификационной работы [2].

Если образовательная организация выбирает форму защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), то она освобождает студента от лотерейной сдачи экзамена, когда нужно тянуть перед экзаменационной комиссией билет, краснея и бледнея, вспоминать, чему меня учили.

Защита ВКР - это представление результатов своего четырехлетнего обучения в бакалавриате или трехлетнего обучения в магистратуре в виде 15-минутного яркого доклада-презентации и уверенных ответов на вопросы членов государственной аттестационной комиссии (объем текста работы - от 35 до 80 страниц).

Каждому молодому человеку предоставляется уникальная возможность проявить своё творчество, наслаждаясь простором и свободой, придумывать и отстаивать новые идеи, совершать научные открытия.

Несмотря на то, что образовательная организация заранее представляет перечень тем выпускных квалификационных работ для своих студентов, у каждого обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) есть возможность подготовки и защиты своей итоговой работы по теме, которую он (они) предложит сам, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности [2].

Революционное решение организации о замене государственных экзаменов защитой выпускной работой - в буквальном смысле очень здоровое. Как известно, паническая подготовка и эмоциональная сдача экзаменов приводят к выбросу кортизола, который нарушает работу иммунной системы, способствует росту гормонов, нарушению пищеварения, неврозам и предрасположенности к инфекциям [3]. Прибавим сюда страх, агрессию, сужение кругозора, уменьшение чувствительности к внешним раздражителям.

К сожалению, привычка некоторых студентов откладывать подготовку выпускной работы «на потом» может привести к тому, что в последний момент им придется навредить своему здоровью, но при грамотном научном руководстве таких нерадивых учеников становится значительно меньше.

Если здоровье - это личное дело каждого студента, то эффективность и результативность обучения - это дело государственной важности.

Существуют несколько типичных ошибок в выпускных квалификационных работах, которые могут рассматриваться как ущерб государству, поскольку не отвечают главным требованиям к выполненной обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работе, демонстрирующей уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности и позволяющей определить соответствие результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта [2].

1. Присвоенное авторство

Идеальный студент посвящает подготовке выпускной квалификационной работе значительное время, проверяет факты и вникает в суть вещей. Иногда студенты делают свои итоговые работы наспех на основе других дипломных, всем известных фактов, поверхностного анализа и чего угодно, скаченного в интернете.

Недобросовестные студенты копируют друг у друга куски текста, не удосуживаясь проверять и корректировать промежуточные версии. Копирование копий других копий увеличивает количество неточностей и ошибок, порождая бесполезные и даже вредные исследования.

Некоторые, особенно «занятые» студенты выдают в финале своего обучения плагиат. То есть за вложенные в них государством немалые деньги представляют украденную выпускную квалификационную работу.

В статье 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации, под названием «Нарушение авторских и смежных прав», зафиксировано: «Присвоение авторства (плагиат) - если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев» [4].

Кража чужой выпускной работы причиняет крупный ущерб государству, вложившему в студента-вора полмиллиона рублей и не получившего ожидаемого специалиста.

2. Выпускная работа с искаженной актуальностью

В результате иллюзорных, поверхностных работ, мы нередко имеем на защитах абсолютно искаженный ряд научных проблем:
- изучение технологий и различного рода объединений-движений, которые бессмысленны без согласованных образов будущего;
- борьба с наркоманией, а не пропаганда ценностей здоровых традиций в семье и на производстве;
- угроза терроризма, которая не сопоставима в сравнении с  хроническим стрессом, вызванным нагнетанием страхов;
- череда экономических кризисов, банкротств компаний и банков, которые вторичны по отношению к финансовой дисциплине;
- повышенное внимание к информационно-телекоммуникационным технологиям, а не к формированию личностного морально-психологического сопротивления к новостным потокам;
- внимание к формулировкам объекта, предмета, цели, задач, структуры исследования в ущерб научного вопроса и гипотезы, которые как раз и мотивируют к открытиям и достижениям.

Потеря адекватности в оценке реальных научных проблем приводит к ситуации, когда выпускник вуза, приходя на работу, не в силах справиться с настоящими задачами, которые перед ним ставит жизнь.

3. Депрессивная выпускная работа

Выпускная квалификационная работа, посвященная проблеме, на которую не в силах никто повлиять, формирует у автора, его научного руководителя, рецензентов, членов государственной аттестационной комиссии, у читателей и слушателей состояние выученной беспомощности, которое сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти [5].

Мир после таких пессимистичных работ предстает негативным, бесчувственным, саркастичным и фаталистичным.
Государство тратит деньги на студента, чтобы его выпускная работа  порождала действие, позитивные изменения, приводила к росту экономики, а не увеличивала количество несчастных людей.

4. Личностно незначимая выпускная работа

Результат проводимого на протяжении четырех лет исследования должен повлиять на жизнь, карьеру или бизнес студента. Личностная заинтересованность и полезность выпускной квалификационной работы - в её реальном влиянии на автора. Иначе она - не значима, не несет личной пользы.

Актуальность исследования и его релевантность (субъективная значимость) - очень важное сочетание. Студенту, особенно на первом курсе, сложно определять, что действительно важно для науки и даже для него самого. Для этого существуют научные руководители и перечни рекомендуемых кафедрой тем. Главная помощь научного руководителя - в выборе студентом того направления исследования, которое станет значимым для него, в которое он влюбится, которое сделает его полезным и конкурентным на рынке труда и науки.

5. Бездоказательные выпускные работы

Гипотеза исследования, чтобы быть подтвержденной, должна быть опровергнута всеми имеющимися в распоряжении студента способами и  средствами. Иначе появляется работа с когнитивными искажениями -целиком и полностью посвященная подтверждению точки зрения автора [6]. Студент (и его научный руководитель) отбрасывают любые факты, которые противоречат авторским убеждениям в пользу той информации, которая их подкрепляет.

Такой выпускник представляет опасность для реального мира, поскольку становится самоуверенным, недооценивает возможности, берет на себя неоправданные риски, находится в «субъективной социальной реальности», в воображаемом облаке подтверждающих данных, несмотря на то, что его закономерности или теории об устройстве мира могут быть ложными.

6. Выпускная работа как набор фактов

Ошибочно считать, что чем большим количеством информации человек владеет, тем более верные решения он принимает. Накопление фактов не приводит к объяснению мира, наоборот: чем больше незначительных фактов потребляется, тем меньше понимания картины в целом.

Что прежде всего отличает научную работу? Структурная целостность, системность, логичность. Это всегда поиск ответа: как поставленный мной научный вопрос решался до меня, решается сейчас, благодаря мне и будет решаться моими последователями?

Поэтому, поиск экспертов в выделенном предмете исследования, детальный анализ ситуации, предложение конкретных рецептов-рекомендаций - это затратные, но необходимые результаты качественной работы.

Иначе - выпускная работа в виде набора фактов, историй, дающая представление только о том, что студент хорошо пользуется интернетом.

Корректное преподнесение фактов не объясняет первопричин явления и не приводит к пониманию закономерностей. Научность работы - в объяснении связей различных фактов, процессов, лежащих в их основе,  понимании того, как они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Результаты научного исследования объясняют реальные причины, поскольку процессы, которые приводят к социальным, экономическим, политическим, экологическим, психолого-педагогическим  изменениям, чаще всего, нелинейны и сложны для обыденного понимания.

Научное мышление требует концентрации и ясности ума. Мозг человека пластичен: нервные клетки постоянно рвут старые связи и устанавливают новые. Развивать связи, ответственные за вдумчивое чтение и фокусированное мышление, помогают глубокий анализ, чтение объемных книг-первоисточников, специализированных, профессиональных журналов и регулярное общение с умными людьми.

Литература
1. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 №384-ФЗ. http://info.minfin.ru/zkn_fed_bj_text.php
2. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 №38132) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183511/
3. Кортизол https://ru.wikipedia.org/wiki/Кортизол
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) http://www.uk-rf.com
5. Выученная беспомощность https://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность
6. Когнитивные искажения https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивное_искажение

Title: The typical mistakes in the final qualifying works of students

Author: Teterskiy Sergey Vladimirovich, doctor of pedagogical Sciences, head of Department of organization of work with young people, Russian state social University

Keywords: relevance, significance, graduation thesis, scientific thinking, science, education, plagiarism.

Abstract: the article presents the systematization of the research results of final qualifying works of students; for example, typical mistakes of students and their supervisors, also there are some recommendations that will allow students to demonstrate high levels of mastery of the basic curriculum, and preparedness for independent professional activity.

science, Тетерский, значимость, выпускная квалификационная работа, научное мышление, graduation thesis, наука, плагиат, significance, актуальность, scientific thinking, education, plagiarism, образование, relevance, РГСУ

Previous post Next post
Up