Про идентичность. Свои и чужие в образовании и молодёжной политике

May 24, 2015 00:39



С первого вздоха человека его развитие ориентировано на включение в заданную социальную общность, на выработку присущего его роду (семье, нации, государству, миру) мироощущения. Благодаря группе у ребенка вырабатываются поведенческие автоматизмы со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией.

Эта включённость в  группу, потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности - преследуют человека всю его жизнь: в дворовой компании и спортивной команде, в детском саде, школе и вузе, в производственном коллективе и объединении по интересам, в больнице и на отдыхе, в общественной организации  и политической партии. Даже после физической смерти человека, ритуалы прощания с ним и его погребения определяются групповыми нормами.

Человек рождается и умирает в группе - это объективная реальность.

Первопричиной же любого объединения людей, осознанно или неосознанно, выступает образ - смысл существования и развития группы. Без образа группа безобразная и бессмысленная.

Каждый человек выступает представителем группы со специфическими особенностями. В повседневной жизни это не заметно, однако, при взаимодействии с представителями других групп, или при необходимости отстаивания интересов своей группы, эти особенности становятся очевидными и человек осознает, что существуют другие группы, значительно отличающиеся от него и его окружения.
Чтобы четко вырисовывать образ своей группы, необходимо разделить окружающих на «своих» и «чужих».

Только осознание «чужого», «другого» позволяет сформировать представление о «своём». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и особенности своего окружения.

Без ощущения «своих» человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т.п.

Понимание отличий «свой - чужой» позволяет человеку:
- укреплять уверенность в себе как представителе группы;
- формировать устойчивые качества, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают симпатию или антипатию, в зависимости от чего индивид выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения;
- четко добиваться поставленной цели, апеллируя к «своим», находя поддержку, защиту с их стороны;
- осознавать границы своей защищенности;
- создавать и продвигать свою группу (группы), её достоинства;
- запускать механизм ретрансляции и социокультурного воспроизводства группы через поддержание определенного смыслового и эмоционального качества информационного контента;
- дистанцироваться от манипуляции лидерами «чужих» групп.

«Свой» - со мной за одно, знакомый, привычный, само собой разумеющийся. «Свой» может выступать в двух образах взаимодействия:
- реальный («герой нашего времени»),
- идеальный (эталонный).

«Чужой» -  противоположный мне и моей группе, может выступать в трёх образах:
- индивидуальный (антропологический, лингвистический) «чужой»,
- коллективный «чужой» («враг»),
- бывший «свой» («предатель»).

Характеристики
Свой
Чужой

Реальный свой
Идеальный свой
Индивидуальный  «чужой»
Коллективный «чужой» - «враг»

Бывший свой -  «предатель»

1) Образы-смыслы (прошлого и ожидания-результаты от взаимодействия, которые станут в последствии регуляторами личного поведения и общения)
Как у меня
Придают смелость, побуждают развиватьсяся и совершенствоваться
Отличаются
Несут угрозу
Заслуживают наказания

2) Ценности (хорошее, правильное, желательное, полезное)
Как у меня
Ценности-идеалы (непроявленные возможности личности в будущем, духовная опора в настоящем)
Отличаются 
Несут угрозу
Заслуживают наказания

3) Мотивы (стремление к достижению того, что вызывает положительные или отрицательные эмоции)
Как у меня
Защиты, отстаивания образов, ценностей, интересов и целей группы
Отличаются
Несут угрозу
Требуют наказания

4) Чувства (обобщенная эмоциональная оценка)
Как у меня
Любовь, восторг
Неприязнь
Ненависть
Презрение

5) Символическое пространство (соразмерность уникального и универсального как способа самостоятельности личности и установления связи с другими)
Такое же как и у меня: известное,  обычное, привычное, комфортное
Анализ, оценка, придумывание

Не такой как я, незнакомый, неизвестный, необычный, непривычный, странный
Зловещий, несущий угрозу
Презираемый

6) Географическое пространство (территориальная ограниченность идентичности)
Принадлежу данному пространству, подчиняюсь символам и ритуалам группы
Расширяющее пространство
С чужой территории
Захватчик, агрессор
Потерянный

Чем ближе и агрессивнее кажутся характеристики «чужих», тем более чётко вырисовывается своеобразная защитная реакция -  всплеск иррациональных основ самосознания, эмоциональной консолидации против «других», соответственно, тем сильнее становится объединение «своих».

Чтобы сформировать сильное и устойчивое групповое  взаимодействие, его организаторам нужно ответить на 11 вопросов:
1) Какие главные результаты от взаимодействия (реальные и идеально-неосуществимые) получит каждый участник группы?
2) Чем реальные и идеальные результаты взаимодействия отличаются от подобных в других группах?
3) Что хорошее, правильное, желательное, полезное (реальное и идеально-неосуществимое) объединяет членов группы?
4) Против чего плохого, неправильного, нежелательного, неполезного объединились члены группы?
5) Что вызывает у группы положительные или отрицательные эмоции в реальности в идеальном будущем?
6) Кто является реальным и возможным врагом группы?
7) Какие характеристики, достижения, какой вклад члена группы будут полезными для группового взаимодействия сейчас и в идеальном будущем?
8) Какие характеристики, недостатки, упущения члена группы будут вредить групповому взаимодействию сейчас и в идеальном будущем?
9) Какие символы, ритуалы, будущие традиции объединяют членов группы?
10) Как защитить пространство группы от посягательств других?
11) Как группа поступит по отношению к её возможному предателю?

Самоотождествление индивида с идеями и ценностями социальных групп определяется в науке понятием «групповая идентичность» (лат. identicus - тождественный, одинаковый).

Каждый индивид является одновременно членом нескольких социокультурных общностей. Всю совокупность идентичностей можно разделить на:
- естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству: этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые;
- искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании: национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные, гендерные.

Групповая идентичность является своего рода внутренним навигатором и позволяет человеку постоянно определять и подтверждать своё место в социокультурном пространстве, свободно ориентироваться в окружающем мире людей.

Образы «свой - чужой» в групповой идентичности характерны как для временных микрогрупп,  так и для более устойчивых региональных (этнических), государственных, общемировых групп.
Коллективное формирование желаемого образа групповой идентичности - творческий, креативный процесс. Это информационно-культурный проект, реализующий функцию осознанного управления желаемым.  В качестве субъекта, продуцирующего «воображаемое сообщество», выступает, как правило, заинтересованное в консолидации и обладающее соответствующим информационно-технологическим ресурсом люди и государство в целом.

Лидеры-основатели групп создают образы-смыслы новой реальности, которые, взаимодействуя с ранее сложившимся «объективным» пространством, многообразием правил и символов, становятся источниками социального творчества. Новой групповой идентичности.

На основе сопоставления и противопоставления позиций, мнений других групп и общностей, выявленных в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека -  совокупности знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.
Личная или  эго-идентичность - чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Познание своего Я - это ответы на 11 вопросов: 
1) В чём моя уникальность?
2) Зачем я существую?
3) Кем, каким я мечтал быть?
4) Кем, каким я являюсь сейчас?
5) Кем, каким я мечтаю стать?
6) Что объединяет мечты прошлого, мечты о будущем и настоящее?
7) В чём смысл моей жизни для меня?
8) Когда, при каких условиях  я нахожусь в гармонии?
9) Как я делаю счастливыми своих ближних? 
10) Что имеет смысл в моей жизни для уважаемых мною людей (референтной группы)?
11) Что ожидают от меня мои близкие?

Ответы на эти вопросы позволяют сформировать публичную самопрезентацию уникальности и одинаковости индивида с другим человеком или с группой людей.

Возможно проверить патологию идентичности (по Эриксону), поставив себе плюсы (ответ «да») или минусы (ответ «нет»), отвечая на 10 вопросов:
1) Хотите ли вы как можно дольше оставаться в своём возрасте?
2) Испытываете ли вы смутное, но устойчивое состояние тревоги?
3) Чувствуете  изоляцию и опустошенность?
4) Пребываете ли в состоянии ожидания чего-то такого, что может изменить вашу жизнь?
5) Испытываете ли вы страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола?
6) Испытываете ли враждебность и презрение к кому-то или какой-то группе?
7) Презираете ли отечественное, предпочитая иностранное (по принципу «хорошо там, где нас нет»)?
8) Стремитесь ли вы «стать ничем», чтобы самоутвердиться?
9) Озабочены ли вы тем, как выглядите в глазах других и что вы  собой представляете?
10) Ищите ли  вы до сих пор своё профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества?

Десять плюсов - диагноз патологии идентичности, приводящей к деперсонализации, маргинализации, асоциальному поведению и т.п.

Десять минусов - показатель здоровой идентичности, адекватной самооценки.

Человек сам создаёт свою идентичность, но оценивают её (придают ценность) только окружающие.

Поэтому идентичность зависит как от самооценки человека, так и от того, как его оценивает общество, в какой мере оно признает  или игнорирует социальную значимость конкретной личности, одобряет либо отрицает применяемую им личностную поведенческую модель.

Именно идентичность обусловливает способность индивида поддерживать свою субъектность и взаимодействовать через интеграцию   личностного и социального опыта с другими.

Каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно признать свою общность, быть солидарным с ней, подчиняться институционализированным нормам этого сообщества.

Каждый человек, взаимодействуя с другими, делает выбор: действует как творец собственной истории и истории своего рода или как безответственный индивид, ищущий, кто виноват в его бездействии и несчастье.

Идеальный житель Планеты Земля принимает ответственность за:
- свою семью;
- своё окружение здесь и сейчас;
- свой этнос, любя и уважая национальные традиции и историю своего народа, язык и культуру;
- свою многонациональную страну, отказываясь от этнической исключительности и принимая интеграцию государства в более массивные геоструктуры: макроцивилизации, большие геополитические пространства, конфессиональные панидеи и т.д.;
- мировое сообщество, судьбы всего мира и человеческого рода, приобщаясь к мировой культуре и всеобщей истории человечества, осознание себя «человеком мира».

В основе идентичности как публичной самопрезентации уникальности и универсальности (одинаковости) индивида с другим человеком или с группой людей - история человека о себе как ответственном за других или как о подчиненном другим людям и поэтому безответственном.
При этом, у идентичности есть оборотная сторона, позволяющая разглядывать других людей, создавая образ того, на кого устремлен взгляд  смотрящего.

То есть оценка человека другому человеку (группе), ставится только исходя из его личной самооценки. Адекватная самооценка позволяет адекватно воспринимать действительность. Заниженная - видеть мир и людей в негативе, находя в этом оправдание своей безответственности; завышенная - делает других недосягаемыми авторитетами, которым нужно подчиняться и поклоняться.

Идентичность как самопрезентация, как самооценка и оценка других - проявляется в различных ролях, которые человек играет на протяжении всей своей жизни.

С религиозной точки зрения идентичность - это маски-роли, которыми человек прикрывает свою первозданную наготу. Изгнанный из рая,  человек создал себе маску, вначале, как существо  познающее, потом - обманывающее, страдающее, работающее, рожающее, воспитывающее.

Идентичность - это процесс примирения защитных масок, позволяющих познать или скрыть основной смысл жизни.

Что такое «обретение Бога как смысл жизни?» Или «спасение души как смысл жизни»? Это самоуспокоение, которое позволяет иногда использовать маски идентификации, не допуская какой-то одной из них взять господство над человеком, захватить его.

Идентичность с научной точки зрения - это временные игровые роли, позволяющие человеку ощущать устойчивость и непрерывность своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с ним в процессе его роста и развития.

Человек полноценно живет, пока играет в идентичность.
Я - важный эксперт. Умный.
Я - великий тренер. Эффективный.
Я - мать-героиня. Уставшая.
Я - одинокая и никому не нужная. Страдаю.
Я - скромная бездельница. В ожидании чуда.
Я - благотворитель и меценат. Социально ответственный.

Публичная демонстрация любых из этих и многих других ролей - это, во-первых, самооценка, во-вторых самопрезентация, необходимая для повышения или понижения авторитета в глазах окружающих.
На самом деле, чтобы найти себя, нужно снять с себя все маски идентичности. Полное одиночество - плодотворное время жизни (жизнетворящее время), поскольку человеку приходится просто быть, даже не задумываясь кто я и зачем я?

Оперативно подобрать ответ на вопросы «кто я и зачем я?» позволяет как раз одна из масок-ролей: вот это мой смысл.

Другие согласятся, если в это же время находятся под подобными масками. Или засомневаются, если в них превалирует другая роль.

Учитель уютно чувствует себя в окружении учащихся, менеджер - среди подчиненных. Поменяться ролями - большой риск быть непонятным, непризнанным.

При этом часто одно название идентичности у разных людей совсем не означает одинаковость ее содержания.

Под маской патриота может скрываться нацист. Под маской семьянина - садист. Садист может оказаться патриотом и даже героем.
И все же объединения людей чаще всего связаны не только с их потребностями и интересами, но и с их общей идентичностью.
Человеку комфортно чувствовать  себя в окружении себе подобных, потому что это закрепляет его артистические способности и дарит внутренне успокоение.
Человек, нашедший смысл своей жизни в выборе одной из масок идентичности, начинает выстраивать оборонительную или наподдающую позиции по отношению к иным, вне его игровом поле, людям.
Человек в одной «супер-маске» представляет дискомфорт окружающим.  Боясь быть опозоренным в своей некомпетентности, он становится мнительным, подозрительным, останавливаясь в развитии.
Человек в одной маске чаще всего испытывает неудовлетворенность в жизни, потому что ему хочется большего, чем есть сейчас. Стать самым первым в своей идентичности среди себе подобных - это значит принять на себя ответственность, отодвинув себя от самого себя на задворки сознания и поведения. Самопожертвование чаще всего намного опасней эгоизма.
И если многоликий человек легко переключается с одной роли на другую, супер-маска включает механизм самоуничтожения, который способен иногда «смыть взрывом» окружающих.

«Я так устаю на этой работе».
«Какая же я заботливая мама-жена, всё только для них».
«Я никому не нужный, всеми забытый пенсионер».
«Не могу отдыхать, пока на Земле войны и катастрофы»...
Усталость от чего-то или от кого  - это верный признак захватывающей человека супер-маски. Смена роли или полное одиночество - вот две возможность для отдыха и приведение себя в чувство реальности.
Подчинять свою жизнь одной роли представляется опасным как для человека, так и для его окружения. Но и накопление многообразных масок   идентичности губительно. Чем больше у человека слоев разных   идентичностей - тем слабее он без них.

Я тот, что я делаю сейчас.

Жизнь - это процесс накопления масок идентичности для того, чтобы не задумываться о своей пустоте и чтобы прикрывать от других свою «первозданную наготу».
Человек ищет смысл жизни в надежде, что это достижение чего-то или кого-то, а не наслаждение от всего, что его окружает в данный момент. От всех возможностей, имеющихся здесь и сейчас.
«Церковь подскажет мне смысл жизни».
«А я найду смысл жизни, съездив в Индию».
«Мой смысл жизни - в служении другим».

смысл жизни, образ, Тетерский, идентичность, образование, педагогика, молодёжная политика

Previous post Next post
Up