Образцовый воспитатель как результат воспитания

Apr 13, 2015 23:48



§12. Образцовый воспитатель как результат воспитания

Старославянское слово «воспитать» происходит из двух слов «вос» (восполнить) и «питать» (кормить), то есть воспитание - это дополненное, дополнительное питание, имеющее отношение к пище духовной (словарь М.Фасмера).

Воспитывать - это значит усиливать в человеке духовную составляющую, которая, в отличие от телесной, предполагает служение другим: человеку, семье, обществу, государству.

Воспитание - это процесс воздействия на прошлое, настоящее и будущее другого человека (группу людей) с целью реализации его социального (духовного) предназначения - быть образцовым воспитателем.

Главный результат воспитания - поведение человека как ценного примера (образца) для ближнего (находящегося рядом), семьи, общества, государства.

«Не воспитывайте других, всё равно они будут делать то, что делаете вы. Воспитывайте себя». Эта народная мудрость подчеркивает важность примера воспитанного человека, выступающего образцом для окружающих. Любимые игры маленьких детей в родителей, воспитателей, учителей подчёркивают предрасположенность человечества в передаче бесценного опыта ответственного воспитательства и родительства: независимо от возраста и материального положения.

В различных философских концепциях реальности (метафизика), истины (гносеология) и ценности (аксиология) существует специфическое понимание воспитателя как образца для других людей.

Воспитатель как источник:
1) полезного прошлого:

- транслятор точной научной информации о реальности (реализм);
- помощник в исследовании себя и вечных вопросов жизни (экзистенциализм); 
- дисциплинирующий ум и силу воли (перенниализм);
- авторитет, наводящий порядок и дисциплину (эссенциализм);
- свободный источник знаний и умений,  передающий свои компетенции всем желающим (педагогический анархизм);

2) стабильного настоящего:
- коллега-советчик в совместном познании мира (прагматизм);
- исследователь-носитель полезных, точных, достоверных и утвердительных знаний (позитивизм);
- психолог-экспериментатор, контролирующий среду и формирующий  поведение (бихевиоризм);
- подводящий к возможности сделать осознанный выбор в сотрудничестве с другими (гуманизм); 
- путеводитель, советник, спутник, создатель образовательной среды (прогрессивизм);

3) революционного настоящего:
- борец за справедливый социальный порядок (постмодернизм);
- классовый борец  за производственную сферу (материализм);
- сопротивляющийся господствующим несправедливостям  и предрассудкам (мультикультурализм);
- инструмент социальных перемен (реконструкционизм);

4) известного будущего:
- посредник между микроскопической сущностью человека и макроскосмической Абсолютной Сущностью (идеализм);
- духовный наставник, знакомящий не только со сферой разума, но также и с более важной областью веры (неосхоластика);
- изобретатель последовательных альтернативных образов будущего (футуризм).
Очевидно, что всё это противоречивое понимание воспитателя как образца для других людей объединяет одно: необходимость каждого человека воздействовать на ближнего (группу людей), который впитывает (духовно питается) и подражает его образцовому поведению.

То есть полезность воспитателя определяется его способностью тиражировать свои смыслы и ценности через других людей как образцовых воспитателей.

Чем больше вокруг образцового воспитателя таких же образцовых воспитателей, как он, тем эффективней его процесс воспитания и самовоспитания.

Беря на себя ответственность за воспитание себе подобных, человек автоматически занимает позицию ценного, полезного лидера: для ближнего, семьи, общества, государства. Такая позиция, сформулированная в соответствующую миссию, делает человека притягательным для окружающих.

На создание образа образцового воспитателя оказывают влияние многие аспекты жизни: политическая ситуация, социально-экономические условия, социальное устройство, господствующие в обществе ценности. Но самое большая роль в образцовом поведении принадлежит самому человеку-воспитателю, который представляет идеал в согласии со своими убеждениями.

Воспитание - это не отсроченный во времени процесс (помощи, поддержки, сопровождения, управления, формирования, регулирования, предъявления,  восхождения и т.п.), когда кто-то другой задаёт образ необходимого поведения и выделяет время на его достижение. Воспитание -  это реализация каждым человеком (независимо от возраста и социальной роли) своего социального (духовного) предназначения - быть образцовым воспитателем, чтобы таких воспитателей становилось больше.

Эффективность процесса воспитания определяется тем, зачем (смыслы), что (содержание) и как (процесс) человек  передаёт другим людям, чтобы они стали образцовыми воспитателями.

С точки зрения смыслов-образов воспитания (человек, семья, общество, государство), образцовый воспитатель - это тот, кто полезен/ценен  для ближнего, семьи, общества (стабильного или революционного), государства.

С точки зрения содержания воспитания, образцовый воспитатель - это тот, кто осознаёт и визуализирует ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты:

- прошлого для формирования убеждений, понятий, суждений, оценки, самооценки (через историю, культовых  персон, природно-материальное наследие, обычаи, традиции, главные события, продукты, услуги, культурно-спортивные достижения, туризм, инновации),

- настоящего для формирования опыта поведения и организации деятельности (через эмоции и чувства к ценностям и  событиям),

- будущего для определения стимулов и мотивов осмысленной жизни и совершенствования (через управление известным будущим).

С точки зрения процесса воспитания,  образцовый воспитатель - это тот, достигает намеченной цели через наглядные (делай, как я), словесные  (делай, как я говорю) и совместно-деятельностные (сделаем вместе) формы.

Метод воспитания - это способ воздействия на прошлое, настоящее и будущее ближнего (группы людей) с целью реализации его социального (духовного) предназначения - быть образцовым воспитателем и поддерживать других образцовых воспитателей.

В зависимости от направленности воздействий на образ человека, семьи, общества, государства, методы воспитания классифицируются на методы:
- самовоспитания;
- воспитания ближнего;
- семейного воспитания;
- общественно-стабильные;
- общественно-революционные;
- государственные методы.
Методы воспитания представлены в таблице.

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет реализовать социальное (духовное) предназначение человека - быть образцовым воспитателем.

Главный вопрос закономерности: Что необходимо делать, чтобы каждый человек выступал образцовым воспитателем?

Закономерности воспитания - это четкие причинно-следственные связи, наличие которых подтверждено научными исследованиями и соблюдение которых ведёт к высокому результату.

Закономерность триединства воспитания
Эффективность воспитания обеспечивается 1) согласованностью общественно-государственных жизненных ценностей-смыслов воспитателей, 2) позитивным восприятием воспитателем пространственно-временных аспектов  развития человека (и территории) и 3) использованием всего арсенала методов воспитания.

Акцентирование внимания семьи, общества и государства на воспитании образцовых воспитателей:

- усиливает гражданско-патриотическое настроение население, повышает их ответственность за происходящие события, открытость, дружелюбие, привлекательность,  социальную ориентированность;

- оказывает прямое влияние  на стабильность проживания и занятости, формирование здорового образа жизни, непрерывное образование, устойчивость брака, повышение рождаемости.

В свою очередь, степень расхождения между ценностно-смысловой  полезностью (применимостью) воспитателя для ближнего, семьи, общества, государства и пространственно-временными аспектами развития человека и общества (прошлое, настоящее, будущее) является показателем, характеризующим уровень неполноценного воспитания:

Если ценностно-смысловая  полезность (применимость) воспитателя ограничивается только:

Ограниченность
Последствия ограниченности

собой
гордыня

ближним
сужение возможностей

семьёй
мещанство

стабильным обществом
общественный застой

революционным обществом
нестабильность

государством
тирания

Если из пространственно-временных аспектов развития человека и общества учитывается только
- прошлое - приводит к деградации общества,
- настоящее - приводит к утилитарности, закрытости общества, 
- будущее - приводит к общественным фантазиям и грёзам.

Высокий уровень согласованности общественно-государственных жизненных ценностей-смыслов воспитателей с их позитивным восприятием пространственно-временного  развития человека (и территории) - является наиболее важным параметром, характеризующим престижность (привлекательность) государства.

Закономерность деятельно-полезного эмоционального воспитания
Наиболее эффективно воспитание личности происходит в процессе её 1) активного включения в самостоятельно организуемую  коллективную деятельность, 2) имеющую пользу для ближнего, семьи, общества (стабильного и революционного), государства, 3) вызывающую эмоционально-чувственные переживания и 4) подкрепляемую позитивными наградами.

Принципы воспитания
Если за основание классификации принципов воспитания взять выделение четырех субъектов образовательного процесса, то можно представить 4 принципа воспитания:

(Воспитанник) Принцип полезности воспитания: воспитанник быстро и качественно реализует своё социальное (духовное) предназначение быть образцовым воспитателем, если приносит пользу ближнему, семье, обществу и государству.

Воспитатель) Принцип примера воспитания: воспитатель быстро и качественно достигнет результатов воспитания, если сам соответствует тем образам, качествам, компетенциям, которые он хочет воспитать в другом.
ё
(Менеджер) Принцип соуправления воспитания: управление воспитанием при минимальных затратах принесет максимальный результат, если все субъекты воспитательного взаимодействия нацелены на единый (идеальный) образ образцового воспитателя, используя для его достижения индивидуальный подбор наиболее подходящих для друг друга методов самовоспитания,  воспитания ближнего, семейного воспитания, общественно-стабильных, общественно-революционных и государственные методов воспитания.

(Исследователь) Принцип открытий (неожиданностей) воспитания: неожиданные воспитательные гипотезы и ситуации являются пусковым механизмом для отрицательных или положительных эмоций, которые позволяют человеку творчески выполнять роль образцового воспитателя.

Функции воспитания - это соотношение между обязанностями образцового воспитателя, в котором изменение в одной обязанности влечёт изменение в другой. То есть функции воспитателя - это производимые им непосредственные действия, которые обеспечивают в итоге воспитание таких же как он образцовых воспитателей. Функции должны быть точными, ясными, непротиворечивыми, согласованными, исчерпывающими назначение воспитателя.

С точки зрения смыслов-образов воспитания: человек, семья, общество (стабильное и революционное), государство - выделяются пять основных функций воспитателя:
- охранно-защитная функция личности и среды жизнедеятельности;
- функция семейного сопровождения человека;
- функция общественной полезности в сотрудничестве с другими людьми;
- функция сопротивления господствующим несправедливостям  и предрассудкам;
- функция государственно-патриотической ориентированности личности.  

воспитание, образ, Тетерский, учебник, образование, педагогика

Previous post Next post
Up