История РПЦ. Историческая справка

Jul 25, 2017 09:01



Декрет об отделении церкви от государства, как я писал выше, вводил порядок взаимоотношений общества и Церкви, мало чем отличающийся от существующих на тот момент в других светских странах. Главное отличие было в том, что в Советской России Церковь лишалась имущественных и юридических прав. По существу она переводилась в качество сообщества по интересам, содержания которого было делом участников этого сообщества.

Все необходимое для осуществления жизни Церкви, но отчуждаемое в пользу государства предоставлялось в бесплатное пользование. Это, кстати, касалось не только православной общины России, но и всех вообще религиозных общин и церквей. Так что рассказы антисоветчиков из православной среды о якобы имевшем место целенаправленном гонении именно Православия не имеют никаких оснований. Просто Православие было самой многочисленной религией в России и поэтому именно на ней все нововведения отразились в наибольшей степени.

История имущественных взаимоотношений церкви и государства в России и на Руси длительная и сложная. Я - не специалист в этой области. Не углубляясь в эту тему, могу сказать лишь, что спор о допустимости владения со стороны Церкви имуществом был. Он вошел в историю, как противостояние «осифлян» (сторонников прп. Иосифа Волоцкого) и «нестяжателей» (во главе с прп. Нилом Сорским).

Предыстория спора такова. Русь, принимая православие, в совокупности всех религиозных вопросов переняла у Византии и компромиссное отношение по вопросу владения имуществом. Компромисс был между требованием отсутствия личного имущества у монаха и его фактическим наличием, через совместное владение общим монастырским имуществом.

Все это регламентировалось в Номоканоне (греч. Νομοκανών - закон-правило) - византийский сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI-VII веках. Его почитали на Руси и затем в России как книгу боговдохновенную и потому не подлежащей критике.

Как и в случае любого компромисса, у принявших его всегда остается возможность нестрогого соблюдения, или вообще несоблюдения устанавливаемых правил. Уже при Иване III, ситуация в этом отношении, видимо, сложилась непростая. Я это могу утверждать именно из факта начала внутрицерковного спора «осифлян» и «нестяжателей». Первые стояли на позиции жесткого контроля над владением и распоряжением имуществом монастырей, с целью недопущения злоупотреблений со стороны монахов и монашеских общин. Вторые настаивали на избавлении монастырей от собственности, дабы не искушаться ее наличием. Так или иначе, победила линия «осифлян». За монастырями и церковью право владения имуществом было закреплено.

Потом последовали бурные и драматические события истории Руси, все более становящейся Россией. Пройдя путь через правление Иоанна IV, смуту к некой стабилизации при первых двух Романовых, Россия вступила в полосу реформ. Сперва Петра I, затем его приемников.

Самого Петра некоторые современниками назывался «иконоборцем», с намеком на императора Константина V, обращавшего монастыри в казармы, монахов - в солдаты, и конфисковавшего их имущества в пользу войска. Получив от монастырей отказ размещать у себя инвалидов русско-шведской войны, первый российский император вообще запретил пострижение в монахи. Читаем: «Петр звал монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), как приносящие обществу слишком мало материальной пользы. Уже в 1700 году все льготы, сохраненные ещё монастырями со времен Уложения, были уничтожены; в 1701 году восстановлен упраздненный в 1675 году монастырский приказ и монастыри и архиереи вполне устранены от управления своими хозяйствами и доходами. На содержание их приказу велено выдавать крайне скромные оклады, «без чего пробыть невозможно»; остальное должно было идти на государство, школы и благотворительные заведения».

Такое или примерно такое положение вещей оставалось вплоть до окончания правления императрицы Елизаветы. Тогда вызрела и начала осуществляться новая секуляризационная реформа в отношении церковного имущества. Читаем:

«О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно».

Продолжила и окончила реформы уже императрица Екатерина II. Манифест о секуляризации был подписан императрицей 26 февраля 1764 года и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода.

Согласно ему государство произвело уничтожение монастырских вотчин, упразднения части монастырей, а также определило размер содержания для епархий и некоторых обителей. Читаем:

«По донесению Святейшего Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

Через два года, 31 марта 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:

1 класс - 20 монастырей
2 класс - 56
3 класс - 85

Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей».

В общем, Церковь содержалась государством, и ее существование определялось отношениям к ней власти, как к одному из своих институтов. Новая же власть, сперва либеральная временная, а затем Советская, по существу отказали церкви в этом статусе и во всех вытекающих из него привилегиях.

На мой взгляд, самым тяжелым ударом (в рамках имущественных гонений) по Церкви было уничтожение святынь, изъятие предметов, используемых в Таинствах, а так же разрушения Храмов. Почему в эту сторону было движение - понятно. Экспроприация у экспроприаторов. А Церковь в сознании простого народа (увы) прочно ассоциировалась  с буржуазным классом. Почему это произошло? Это вопрос не только к большевикам, но и к самой Церкви. Как и вопрос, почему в народном сознании не было границы между просто богатством и сакральными религиозными предметами. Между просто поместьями богачей и Храмами. И т.д.

Но поиск ответов на эти вопросы уведет нас далеко от темы истории РПЦ. А мы обсуждаем именно ее.

Предыдущая статья цикла,
первая.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Столетие Революции, война с историей, История РПЦ, сергинаство

Previous post Next post
Up