Эдвин Портер «Большое ограбление поезда» (1903 г.)

Jul 04, 2017 09:06



Тем не менее, это все смотрится. От этого веет не просто наивностью, что было бы скучно, а, я бы сказал, свежестью. Вот она - заря американской кинематографии! Вот они источники, условно говоря, «Голливуда», будь он не ладен!

Оценить по достоинству фильмы, созданные на самой заре кинематографии трудно. Трудно, потому что мы уже избалованы современным кино, его техническими возможностями и уже откровенно клиповым подходом.

Что такое клиповый подход? Это когда каждый отдельный эпизод картины делается самодостаточным с точки зрения получения зрителем впечатлений и эмоций. Не надо ждать развития всего сюжета, связывать воедино то, что было до эпизода и стараться предвидеть будущего героев фильма и т.д. Нет. Конечно, фильмы еще снимаются неким цельным продуктом, где отдельные части (клипы) увязываются и смыслово и эмоционально. Но уже пропуск (выпадение эмоциональное или просто падения внимания) в какой-то момент фильма не приводит к необходимости и потребности вернуться назад. Все больше создается впечатление, что кино смотришь так, для фона. Я такие фильмы смотреть не могу. Скучно.

Фильм 1903 года Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» представляет собой, по существу, немного удлиненный по меркам сегодняшних «сокращений» клип. Сам разбит на несколько эпизодов, каждый из которых отличается от других темпом повествования, динамикой и прочим.

Филь, как он описан в истории кинематографии, был «рекордно длинным для своего времени», целых 12 минут! Сюжет его прост как апельсин на тарелке. Перерезать телеграфные провода и связать станционного чиновника, которого вскоре, конечно же, освобождает принесший обед ребенок. Но пока тот еще лежит связанным - ограбление поезда, стрельба и бегство с места ограбления. Потом, призыв к танцующим и отдыхающим службам шерифа к поимке преступников. Недолгая погоня, еще менее долгая перестрелка и закон побеждает, зло наказано. Вот и весь сюжет.

Местами забавно и наивно. Например, когда грабители отчего-то в нескольких десятков метров от дороги в насквозь просматриваемом лесу спешиваются чтобы разделить добычу. Ни тебе пещеры какой-нибудь. Ни тебе зарослей чего-то. Так. Буквально у всех на глазах. Ну и т.д.

Тем не менее, это все смотрится. От этого веет не просто наивностью, что было бы скучно, а, я бы сказал, свежестью. Вот она - заря американской кинематографии! Вот они источники, условно говоря, «Голливуда», будь он не ладен! Но если тогда снимали так, потому что по-другому не умели. То сегодня такие примитивное кино делают специально. Да и в том, что снято тогда много революционного для своего времени. Я помню, что когда читал о творческих исканиях первооткрывателей российского/советского кино, то часто встречал отзывы об американских фильмах, как чем-то прорывном. Особенно в области динамики сцен и монтажа. И вишь - что так оно и есть. После просмотра ранних фильмов европейских и российских режиссеров разница чувствуется именно в этом. Кино старого света - статично, акцент делается не на динамизме происходящего, а на личности актера, его подачи себя в камеру, «психологичности сцен». Американское кино просто развлекает зрителя. Кончено, это не относится ко всем американским фильмам. Но к просмотренному мной - однозначно.

Приятного просмотра!

image Click to view



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Эдвин Портер, «Большое ограбление поезда», культурная война, мировое кино

Previous post Next post
Up