Все, кто причастен к этой экзекуции сегодня выполнят свои обязанности. Офицер придет за ним. Повар приготовит последний завтрак (или ужин). Священник отпустит грехи (если он верующий). Врач сделает смертельную инъекцию. Кто-то из зрителей казни может даже прослезится. И все отыграют свои роли безукоризненно и профессионально. Потому что выполняют долг. И что с того, что в этом случае он велит им совершить, на мой взгляд, очевидную несправедливость. Долг и профессионализм ведь выше справедливости… для них.
Есть такой фильм - «Зеленая миля».
В свое время он мне даже нравился, как и многим моим знакомым и близким. В основе его сюжета описание жизни приговоренных к смерти, а так же персонала блока тюрьмы, где их содержат. Сама по себе тема и не нова и не особа привлекательна. Но все меняется, когда одним из приговоренных оказывается невиновный человек, да еще блаженный чудотворец в придачу. Согласитесь, все переворачивается от этого. Из места, где вершится высшее правосудие, а смертная казнь - это то, что человек взял себе от прав Бога, «Зеленая миля» - название блока смертников - превращается в место вопиющего беззакония и высшей несправедливости.
Но при этом все мирятся с этой несправедливостью. Все! И ее жертва, хотя это вещь не удивительная и не уникальная в принципе. А вот то, что мирятся офицеры блока… Это меня и заставило сменить позицию о фильме.
Когда человек в принципе готов согласиться с несправедливостью? Когда она покрывается высшей справедливостью. Тяжело, но возможно смириться с тем, что кто-то или что-то приносится в жертву. Тут самое важное - знать, в жертву чему. Как и быть убежденным, что жертва принесена не напрасно. А если напрасно? Или жертва идет на заклание в угоду глупости или порока? Как тут примириться! Никак. Это противоестественно для живой души. К сожалению, в фильме все именно так. Красивая и трогательная история с грустным концом о предельной несправедливости, не оправдываемой ни чем и всеми принятой.
Кстати, фильм весьма показателен, в смысле разницы восприятия вопросов о справедливости, «у нас» и «у них». Хотя прилагаются титанические усилия, чтобы эту разницу изничтожить. Но она есть. Мы смотрим этот фильм и легко принимаем сюжет, лишь потому, что знаем - это «про них», а не «про нас». «У нас» личное суждение о несправедливости в отношении чего-то, никогда не могло быть до конца подавлено общественным суждением с обратной оценкой. В такой ситуации наш человек впадает в ступор, или взрывается. Потому как в нашей культуре «справедливость» - это дно человечности, нижний предел нравственности. Куда же ниже, если несправедливо? Видимо «у них» несколько иначе.
Чтобы не казалось, что я оговариваю «их»,
новость, которая собственно и вызвала это поток размышлений.
«Власти американского штата Техас намерены провести казнь Джеффри Вуда, осуждённого за убийство, при котором тот даже не присутствовал…
Вынесенный Вуду приговор намерены привести в исполнение путём введения смертельной инъекции 24 августа. Его подельник Дэниэл Рено был казнён в 2002 году».
Я не спорю с тем, что Вуд преступник. Он грабитель, но не убийца! А казнят его сегодня именно за убийство. Там еще много нелепостей, которые вызвали в самой же Америке шквал протестов и апелляций. Но власти штата решили - казнить все равно. Ибо, на их взгляд, это справедливо. И все, кто причастен к этой экзекуции выполнят свои обязанности. Офицер придет за ним вовремя. Повар приготовит последний завтрак (или ужин). Священник отпустит грехи (если он верующий). Кто-то из зрителей казни может даже прослезится. Врач введет смертоносную инъекцию. И все отыграют свои роли безукоризненно и профессионально. Потому что выполняют долг. И что с того, что в этом случае он велит им совершить, на мой взгляд, очевидную несправедливость. Долг и профессионализм ведь выше справедливости.
Эта новость, соединенная с фильмом о том же самом и позволила мне не обсуждать отдельно фантазии сценариста и жестокость властей Техаса, а говорить о системе или феномене.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники