Человек сложное Существо, его опыт не может быть сведен к формальной или диалектической логике. Наука, отщипнув себе от этого опыта некую часть, хочет заместить собой все отвергнутое этим делением: этику и эстетику. Это путь в никуда, то есть к смерти.
«Credo quia absurdum» - выражение, приписываемое Тертуллиану, перевод которого я вынес в заголовок.
Насчет этого выражения есть сомнения в его подлинности, но нет сомнений в том, что встреча в реальности с тем, что неподвластно объяснению человеческим разумом и логикой приводит к вере. И, правда: объяснить не можешь, но видишь воочию. Это можно назвать знанием, но оно не передаваемо другому, кроме как демонстрацией. А стало быть, знанием в полном смысле этого слова назвать нельзя.
Знание часто противопоставляют вере. Верней, не так! Науку, с какой-то стати выбранную в арбитры между верой и знанием, противопоставляют вере. Глупость подобного противопоставления я уже привел выше. Не все, что мы знаем, может объяснить наука. Предмет ее рассмотрения достаточно узок. Спектр того, что наука уже может отнести к узнанному и тем более понятому - относительно того что вне этого спектра - чрезвычайно мал. Мы не знаем, гораздо больше того, что знаем. Я не против науки, как инструмента разума. Я против науки, как арбитра истинности человеческого опыта!
В лекциях профессора Осипова А.И. есть потрясающие своей наглядности образы, которыми можно проиллюстрировать вышесказанное. Искать при помощи науки Бога все равно, что стаканом пытаться поймать кита в океане. Или, все равно что, пройдя из бесконечного количества комнат первые десять и не обнаружив в них чего-то, громогласно заявлять - вот, дескать, нет этого и быть не может.
Но не эта даже главное! Есть еще одно определение веры, данное апостолом Павлом:
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
(Евр. 11:1)
То есть вера - это акт активного познания мира и опытного подтверждения предмета своей веры. И как тут не вспомнить призыв Маркса обращенный к науке, которая должна не объяснять мир, а менять его.
Два тысячелетия христиане описывают один и тот же опытный путь встречи с Богом. Разными языками, разными образами, вытекающими из различности эпох - они говорят об одном и том же - воспроизводимости своего мистического опыта. И все это наталкивается на один контраргумент, который и смешен и трагичен. Наука говорит - покажи то, во что ты веруешь. Я хочу увидеть это, а не воспроизводить. Пилатовские слова: «Что есть Истина?» и фарисейское: «яви нам знамение», - все в одном лице.
Во-первых, я не совсем понимаю, как невозможность увидеть мешает изучать воспроизводимый на протяжении тысячелетий опыт?
Во-вторых, что-то можно и увидеть.
В-третьих, эта неспособность видеть не мешает науке на полном серьезе говорить о всякого рода открытиях в области n-мерного пространства, гипотезы Большого взрыва и физики элементарных частиц, которые и не частицы вовсе, а облака, зачастую вообще не взаимодействующие с материей.
И, в-четвертых, есть данные, которые наука объяснить не может вообще.
Лично мне, столкнувшись с осуществлением ожидаемого в области невидимого, то есть человеку верующему, ни один из этих аргументов не нужен вообще. Я знаю Бога, в смысле знаю о Нем опытно. Но, тем не менее, с интересом слежу за публикациями типа «
Три биологических доказательства существования бога».
«Американский сторонник теории разумного замысла Томас Вудворд (Thomas Woodward) посетил Данию и представил опровержение дарвиновской теории эволюции».
Мне просто интересно, когда же наука перестанет монополизировать право на Истину? Человечество, благодаря этим ее притязаниям, подошло к краю небытия, а она все кичится своим всезнайством, на деле вопиющим малознанием.
Человек сложное существо, его опыт не может быть сведен к формальной или диалектической логике. Наука, отщипнув себе от этого опыта некую часть, хочет заместить собой все отвергнутое этим делением: этику и эстетику. Это путь в никуда, то есть к смерти. И как бы кто не относился к фразе, приписываемой Тертуллиану, она прекрасна! Потому что в ней Человек не томится в темнице логики и пределов, навязываемых наукой. В ней у Человека есть простор для бесконечного роста и развития в сторону невидимого и ожидаемого.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники