Революция? Контрреволюция? Или буря в стакане воды?

Jun 15, 2016 09:00



Что имеется в виду? Ортодоксальность выражается в чем? Если бережем каноны и традиции, то какие? Староверцев? Дореволюционные? Какие?

Узнав о проблемах с проведением намеченного на июнь 2016 года Всеправославного Собора, я не собирался освещать эту новость. Слишком много несказанного в этой теме, чтобы можно было бы обсуждать. Да и на фоне «марсельских боев футбольных фанатов», последствия которых тут же перешли в политическую плоскость новость как-то терялась.
Видимо мы живем в век, когда все становится политикой. И буквально в следующие несколько часов я нашел подтверждение этому и в случае с решением об отказе участия РПЦ в Всеправославном Соборе. Но обо всем по порядку.

«13 июня 2016 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Предполагалось, что Собор пройдет 18-26 июня сего года на острове Крит.
По мнению членов Синода, единственным возможным решением в таком случае становится продолжение подготовки Святого и Великого Собора и последующее достижение общеправославного согласия о его проведении в иные сроки».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«По завершении экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви на вопросы представителей СМИ ответил  председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион»:
«С самого начала предсоборного процесса в 1961 году мы настаивали на том, что все решения на Всеправославном Соборе должны приниматься консенсусом, то есть единогласно. Мы всегда говорили о том, что консенсус означает участие в Соборе всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Если хотя бы одна Поместная Церковь отсутствует, то, с нашей точки зрения, консенсуса уже нет. И когда Болгарская Церковь объявила о своем неучастии в Соборе, мы собрали экстренное заседание Священного Синода, на котором приняли решение обратиться ко Вселенскому Патриарху с предложением провести с 10 июня предсоборное всеправославное совещание для того, чтобы решить все накопившиеся проблемы, дабы все Православные Церкви могли принять в этом Соборе участие. К сожалению, наше предложение не было принято».

Этот брифинг вел председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, который дал комментарий принятому решению на страницах газеты «Известия». Ко всему сказаному священноначалием Легойда добавил:
«…все же нет нужды преждевременно хоронить единство православного мира. Тысяча лет перерыва - немалый срок, поэтому говорить следует не о смерти соборности (как некоторые поторопились), а о поиске механизмов ее реализации. Пока нет причин драматизировать сложившуюся ситуацию: препятствия, возникшие на пути Собора, серьезны, но при наличии доброй воли и внимательности к озабоченностям всех Церквей могут быть разрешены».

То есть новость, достаточно скучная для людей, которые не следили и не интересовались судьбой Собора. Официальная причина представлена вполне разумная и убедительная. Но вот тут же появились и такие интерпретации:
«После отказа РПЦ участвовать в т.н. Всеправославном соборе можно с полной уверенностью сказать, что он уже не состоится.
Даже если т.н. Вселенский патриархат (не более чем историческое САМОназвание некогда столичной кафедры давно не существующей империи) и проведёт некое собрание предстоятелей поместных церквей, оно уже не будет ВСЕправославным, а потому его решения не будут обязательными для остальных патриархатов и митрополий.
… проведении этого «собора» был заинтересован нынешний Константинопольский (он же - «Вселенский») патриарх Варфоломей, который по многим свидетельствам, да и по факту является ставленником Госдепа США.

можно констатировать победу ортодоксального (православного, в переводе с греческого) крыла в Православной Церкви».

Тут вызывает вопрос наличие в РПЦ того самого «ортодоксального крыла». Хотелось бы поподробнее об этом. Потому как чтобы была возможность серьезно говорить об ортодоксальном крыле в РПЦ нужно как минимум две вещи:
1 Наличие оппонентов этому крылу
2 Оформленность, выражаемая в каких-либо событиях и фактах.

Я не спорю, что часто доставаемая откуда-то страшилка об угрозе разорения Церкви со стороны злобных и настойчивых экуменистов имеет хождение среди части верующих. Но она носит скорее характер умозрительный, чем практический. Но серьезно, на уровне приходов об этом и слышать не слышали. Как соответственно и о чем-то противоположном. Что имеется в виду? Ортодоксальность выражается в чем? Бережем какие каноны и традиции? Староверцев? Дореволюционные? Какие? А как быть с сильным влиянием протестантизма на дореволюционную РПЦ? Надо ли расценивать желание вести диалог с Римской кафедрой (путь и заблудшей в ряде вопросов), как отступление от канонов?
Есть ли оформленные во что-то реальное партии, теоретически относящиеся к тому или иному влиянию?

Одним словом, вопросов более чем ответов. Пока же я вижу нечто напоминающее больше всякого рода конспирологические невкусности. А к ним у меня отношение однозначно негативное.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

конспирология, РПЦ, Россия

Previous post Next post
Up