Память святителя Игнатия

May 13, 2016 09:00



В наш век постмодерна, когда цельному объявлена война, такие судьбы влекут к себе особенно сильно. Эта целостность и окончательность выбора, - вот, что я чувствую, не хватает мне в самом себе.

Сегодня Церковь чтит память свт. Игнатий (Брянчанинова). Молитва к нему начинается словами: «О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие!...». Великий! Я уже много раз ссылался на его труды. И в разговоре о природе человека. И находя отзвуки своих духовных переживаний в его коротких рассказах о природе: на Страстной неделе и в Светлую седмицу.

Свт. Игнатий - человек сложной судьбы. Блестящий ум своего столетия, рано услышавший Глас Христов, призывавший его к Служению, ему пришлось доказывать годами своим близким и двору, при котором он был на особом счету, свое право последовать Призыву Господа. Но и после принятия священнической мантии ему все равно пришлось пережить большие испытания. Описывать его житие тут я не стану. Наверное, вообще не существует простых судеб. И не в судьбе одной заключается уникальность образа святителя, которая и делает обращение к нему со слова «великий» правильным. Конечно же, все дело в его трудах, которыми он обогатил русскую культуру.

Когда я только начинал свой путь воцерковления, то читал все подряд, что встречал на книжных полках монастырей и церковных лавок. Но мой духовник мне тогда сказал: оставь это прыганье с одного на другое, читай свт. Игнатий Брянчанинова. Теперь, уже другой батюшка мне советует читать труды других святителей, ссылаясь на то, что свт. Игнатий писал преимущественно для монашествующих. Я с ним не спорю.

Но дело в том, что труды Игнатия неотделимы от его жизни. Он писал, руководствуясь своей живой верой. Именно это ощущение прикосновения к жизни в Боге и тянет к работам свт. Игнатия. Кроме того, Игнатию удалось собрать в своих трудах, что называется «голос Церкви», святоотеческое наследие, «симфонизм» которого так сильно поразил его еще в молодые годы и еще раз утвердил его в вере православной. Не меньший интерес вызывают его письма: к брату, к мирянам и царедворцам того времени. В них опять же видишь эту цельность Человека, который обрел себя и полностью подчинил жизнь этой встрече с Собой и Богом.

Кондак святителя говорит о том же:
«Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие,
обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго,
сему поучая ученики словесы многими,
имже последовати и нам, святче помолися».

Стезя жизни временной, соединенная с Жизнью Вечной, во Господе. Это как прорыв из Царствия Небесного на нашу землю, врата через которые ты можешь зреть Горнее. Но не мистическим оком, а через конкретную жизнь, конкретную судьбу, конкретные дела и слова. Это встречаешь во всех житиях святых. Но судьба свт. Игнатия протекала не так далеко от нас, он был современник Пушкина. И есть возможность узреть эту судьбу и ее цельность через собственные слова святого.

В наш век постмодерна, когда цельному объявлена война, такие судьбы влекут к себе особенно сильно. Эта целостность и окончательность выбора, - вот, что я чувствую, не хватает мне в самом себе. И потому, памятуя совет батюшки и читая других авторов, я нет-нет, да и беру в руки книги святителя Игнатия.

«Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние».

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

РПЦ, метафизика, свт. Игнатий Брянчанинов

Previous post Next post
Up