Все эти три дня до взятия ночью в Гефсиманском саду, Спаситель учил, как нам быть после Его Смерти и последующих за этим событий. Учит, обращается к заложенному в Человеке потенциалу. Который и отличает Человека от всех прочих созданий.
При воспоминаниях о последних днях Господа с учениками, в голову отчего-то идут слова, сказанные Им в другое время:
«В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». (Лк. 13:31-33)
Они идут на ум, видимо, потому, что после этого фрагмента у Луки идут те же слова что и в
Евангелии от Матфея, читаемы в эти дни и описывающие как раз последние дни Господа с учениками:
«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст…». (Лк. 13:34,35)
Кроме того, когда бы они ни были сказаны, в них явное Пророчество о Его будущих Страданиях.
Меня они всегда поражали до глубины души. С одной стороны, сколько заботы и любви в образе птицы, закрывающей крыльями своих детей. А с другой, страшные своей категоричности: «Се, оставляется вам дом ваш пуст».Страшно услышать их в свой адрес. Об этом же и притча, которую дает Спаситель своим ученикам о девах со светильниками. Разумные - вошли на Его Пиршество. А неразумные - услышали слова «Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас». (Мф. 25, 12) Об избавлении от такой участи мы молим Бога, приступая к Нему:
«Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля…». (4-я молитва ко Святому причастию, Симеона Метафраста). Осуждение принимая… Но Симеон в своей молитве продолжает: «…слово творя о содеянных мною злых… вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою; но безмерно есть множество щедрот Твоих…».
Я привожу слова из этой молитвы, хотя они звучат и во всех, потому что отчего-то именно 4-ую молитву стали исключать из молитвословов. А для меня она очень важна в том переживании, которое происходит при ее прочтении. Она, как и остальные, дает надежду.
У нас есть еще возможность укрыться под Его «крылом», пока не прозвучал этот страшный приговор: «Се, оставляется…»…», «Не знаю вас…». Эта возможность есть, потому что в Человеке есть Потенциал для спасения. И не только для спасения. Этот Потенциал, как мне кажется и есть тот Дар Божий, благодаря которому можно говорить о Человеке как подобие Творца.
Я долгое время смущался при чтении Притчи о талантах (Мф. 25, 14-30), читаемой также сегодня. Я понимал, что по отношению к первым двум, употребившим данное им в рост, тот, что зарыл свой талант, выглядит явно проигрышно. Но ведь он не потерял, не растратил его! А его в Притчи сурово наказывают за это.
Но Господин отчего-то считает нужным наказать. Двое первых отчего-то посчитали нужным отдать полученное от Господина в рост. Слуги, присутствующие при этом суде (см Лк. 19, 25), возмутились не тем, что у последнего отнимают данное ему, а тем, что отдают первым, кто преумножил. То есть все участники Притчи соглашаются с осуждением зарывшего талант. Стало быть, мое не понимание или сомнение имеет место потому, что я подозреваю и в себе это готовность зарыть дарованное мне от Бога. Свой Потенциал.
Именно за нереализованность полученного от Бога Потенциала и был осужден герой Притчи. Именно в наличие этого Потенциала в Человеке и есть надежда его спасения. Именно к этому Потенциалу и обращается Господь непрестанно и особенно в эти три дня перед Его взятием и Страданиями. Потому что если этого Потенциала не было, Человека нельзя было бы научить. Его можно было бы только дрессировать, как зверя. Или программировать как робота.
То есть делать именно то, что сегодня пытается осуществить, с одной стороны, постмодернизм, а с другой стороны, фашизм. И именно потому, что в христианстве есть четкое свидетельство, ясная формулировка утверждения о Потенциале Человека, как Сотворца Богу, - за этого его ненавидят и гонят и те и другие. Как и коммунизм, говорящий другим языком о том же самом.
Возвращаясь к Страстной Неделе, хочу завершить словами еще одной молитвы перед принятием Господа в Причастии. Это шестая молитва Симеона Нового Богослова:
«…но м́илостию состр́астия т́епле ќающияся и ч́истиши, и св́етлиши, и св́ета твор́иши прич́астники, ́общники Божеств́а Твоеѓо сод́еловаяй незав́истно, и стр́анное и Ангелом, и челов́еческим м́ыслем, бес́едуеши им мн́огажды, ́якоже друѓом Тво́им ́истинным».
Другом, а не рабом! Другом, то есть в чем-то равным. Вот тот Потенциал, о котором говорилось выше. Наиболее ярко это все будет показано в Великий Четверг. Но это еще послезавтра.
Click to view
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники