Архиепископ Лука, профессор и хирург Войно-Ясенецкий (4)

Mar 24, 2016 11:00



Очень трудно разделить в судьбе свт. Луки его церковное служение и служение науке, медицине. В конечном итоге, все это есть служение ближнему, Богу.

Достаточно подробно изложив все перипетии судьбы святителя до 1939 года, то есть до момента окончания основных чисток, репрессий и т.д. в СССР в том числе и по отношению к духовенству, далее я пойду более широкими шагами. Я сделаю это не потому, что последующие события в судьбе епископа Луки менее интересны. Причин несколько.

Во-первых, я подхожу и к границе периода, который хотел описать в основном цикле текстов по Истории РПЦ.

Во-вторых, все последующие события в стране, в судьбе РПЦ вообще и епископа Луки в частности, лежат уже за точкой апогея драматизма и напряженности. Я имею в виду не только указанное выше смягчение политики государство по отношению к Церкви. Я говорю, прежде всего, о внутренних трансформациях в РПЦ и восприятии Советской власти у отдельных ее чад.

Да, я рискну утверждать это, относя и к судьбе свт. Луки. Хотя мы остановились на получении им третьего срока и ссылки на пять лет в Сибирь. Он оказался в 120 км от Красноярска, где уде привычно работал хирургом.

Узнав о нападении Германии на СССР, он сразу же предложил свой опыт и свои руки для помощи там, где сочтен нужным советское Правительство. В телеграмме Калинину епископ Лука указал готовность отбыть оставшийся срок ссылке после войны. Ему важно было в этот тяжелый для Отечества момент приносить максимум пользы.

С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Работал круглосуточно, несмотря на слабеющее здоровье.

В 1942 году свт. Лука возглавил Красноярскую епархию и стал архиепископом Красноярским. Его трудами была восстановлена и открыта единственная церковь в тех местах. Я же писал, что в судьбе свт. Луки очень трудно разделить его церковное служение и служение науке, медицине. Ведь все это есть служение ближнему, Богу.
В эти первые годы войны это переплетение и неразрывность проступают ярче всего.

Из письма сыну: «…в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера… Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять».

В 1943 году отношение власти к РПЦ изменилось. Приписывают это войне. Но я тут не совсем понимаю одного - это не 1941 год, когда судьба Отечества буквально решалась в каждом бою. После Сталинграда и накануне Курской битвы, несмотря на тяжесть положения в стране из-за оккупации значительной части ее территории, все же можно говорить о снижении напряженности и остроты ситуации. Так что причины потепления в отношениях власти и Церкви надо искать не только в военной обстановке.

Патриарх Сергий, будущий патриарх Алексий I и архиепископ Лука.
Это потепление сказалось и на судьбе архиепископа Луки. Он был в списках ссыльных архипастырей с просьбой об освобождении, который подал Сталину митрополит Сергий при первой встрече в 1943 году. Его вызывают в Москву на Поместный Собор и вводят в состав Священного Синода. От последнего он вскоре отказывается, так как дорога от Москвы до епархии не позволяла полноценно нести оба эти служения.

Его переводят в Тамбов. Это случилось в феврале 1944 года, одновременно с переводом в этот город и Военного госпиталя, где оперировал архиепископ Лука. Никаких компромиссов с совестью свт. Лука не искал. Председатель Совета по делам РПЦ при СНК СССР некто Карпов перечисляет в записке по поводу перевода архиепископа Луки в Тулу следующие «проступки»: иконы в операционные, молебны пред операциями, посещения совещаний в священническом облачении и т.д.

Но нельзя было и не заметить заслуг этого ярчайшего человека и мудрого пастыря. Помимо медицинского служения, им была организована сдача средств на помощь фронту. В 1944 года за несколько месяцев было собрано 250 тыс. рублей, пошедшие с суммами от других епархий на создание танковой колоны имени Дмитрия Донского.

Всего же за годы войны его епархия перечислила государству на нужды фронта около миллиона рублей. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд…». А в 1946 годы был отмечен его вклад в развитие Отечественной медицины. Профессору Войно-Ясенецкому была присвоена Сталинская премия. 130 тыс. из полученных двухсот он передал на помощь детским домам.

Кроме этого, как архипастырь, он прикладывал много сил для восстановления храмов, обеспечения их всем необходимым для богослужений. И очень много проповедовал. Его проповеди записывались и активно распространялись. Что, конечно, опять же вызывало недовольство властей. Но, несмотря на противодействие и трудности, к 1946 году трудами и заботами архиепископа Луки было открыто 24 прихода. Был создан архиерейский хор, но главное, началось активное принятие священнического сана его прихожанами.

Но не все так было гладко и красиво, как может показаться. Многие его инициативы по восстановлению церковной жизни в епархии отвергались Синодом. После перевода в Симферополь произошел конфликт как с местным духовенством, к которому
архиепископ Лыка был строг. Так и с местным уполномоченным по делам Церкви. Последнего он попросту игнорировал, производя переводы священников и назначения на приходы без согласования с властью, особо выделяя священнослужителей, отсидевших в лагерях и побывавших в ссылках.

Свт. Лука периодически публиковал свои статьи, и не только на медицинские темы. Он активно поддерживал внешнеполитический курс СССР, полемизировал с западным духовенством, поддержавших фашизм на стадии его прихода к власти из-за ненависти к коммунизму.

Мы видели, что всю свою жизнь свт. Лука стойко и последовательно защищал свои принципы и взгляды. И потому у меня лично не дерзнет язык говорить, что в заметном изменении отношения к советской власти надо искать результат сделок с совестью и органами. А что такие изменения произошли, очевидно:

«У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в её внутренние дела» - №1 журнала «Жизнь Московской Патриархии» за 1948 г, стр 63.

И при этом он, как и ранее оперирует, молясь, читает по всему Крыму врачам лекции в архиерейском облачении. Ну и остальное, что я описал выше. Очень остро переживает антицерковную пропаганду в стране.

К 1955 году он окончательно теряет зрение. До этого дополняет и переиздает свои научные труды. С наступлением полной слепоты начинает диктовать свои мемуары. Но не оставляет проповедь.

Умер святитель Лука в 1961 году. Но рассказ о нем я бы не хотел оканчивать на этом месте. Подлинная Жизнь, а то, что в случае Войно-Ясенецкого мы имеем дело именно с этим Явлением, неподвластна смерти. Как христианин он прославлен в лике святых. Как достойный сын Отечества он увековечен в нашей памяти. Как врач он оставил после себя созданные им направления в медицине, свои многочисленные и уникальные труды. Кроме этого, все его четверо детей стали врачами, трое докторами наук. Среди внуков и правнуков профессора и видные деятели на медицинском поприще.

Для меня важна еще одна грань этого удивительного человека. В своих проповедях и статьях свт. Лука пытался обосновывать единство науки и религии. Он написал на эту тему трактаты: двухтомный «Дух, душа и тело», «Наука и религия».

Вот теперь я готов окончить свой рассказ об этой сложной судьбе ярчайшего человека и удивительного подвижника.



Святитель и исповедник, отче Лика, моли Бога о нас и Отечестве нашем.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

История РПЦ, социальная война, метафизика, история России, свт Лука

Previous post Next post
Up