На размещенные мной неделю назад арии я получил в ответ несколько замечаний и предложений. Во-первых, меня упрекнули, что приглашая к «музыке для души» я прохожу мимо «музыки для духа». Во-вторых, меня просят писать к каждому размещенному музыкальному фрагменту более развернутые аннотации.
Меня, конечно, радует, что начатая мной рубрика уже наша своих читателей, вернее, слушателей. И я рад, что они стремятся помочь мне сделать публикации более наполненными смыслами и даже «духом». Но…
Начну с последнего. Представляя каждое музыкальное произведение, я указываю: откуда оно, ток автор и кто исполнитель. Я делаю это как раз для того, чтобы кто интересуется, мог легко и быстро найти остальную нужную ему информацию. Все что я могу еще сделать, так это сопроводить музыку рассказом о своих воспоминаниях или переживаниях, связанных с тем или иным произведением. Да и то, рядом с музыкой мои слова - простоя болтовня. По крайней мере, я так вижу ситуацию.
Что касается «духа». Тут или речь идет о духовной музыке, то есть используемой в молитвословиях и службах. Или о музыке, адресованной к тому, что в человеке взаимодействует с духом. Но я не знаю музыки просто «для духа». По любому мы воспринимаем мир, в том числе и музыку, грубо говоря, через душу. А вот уже она, откликаясь на музыку, устремляется, иди к духу, или еще куда.
Я кстати после этой критики нехватки музыки для духа, переслушал всю свою лучшую сотню именно музыкальных произведений, а не арий. Обнаружил следующее:
Очень многие произведения я могу отнести и туда - к душевной музыке - и сюда - к духовной. Все зависит от состояния «духа» внутри меня, то есть от слушателя. Границы я проводил по своей реакции. Когда музыка вызывала только эмоции, я записывал ее в список «душевной». Когда к эмоциям присоединялось желание действовать, то есть музыка мобилизовывала, я записывал ее в «духовную».
Еще я обнаружил, что мое восприятие сильно зависит от активности духовых инструментов. Чем их больше, тем сильнее мобилизующее начало. И наоборот, чем больше смычковых, тем эмоциональнее восприятие. Но это все достаточно условно и, еще раз скажу, зависит от состояния, в котором слушаешь. И от того кто слушает. Моя младшая дочь, слушая лирическую арию в исполнении несравненной Монсерат Кабалье, на ее ритмичные части, где я замирал в восхищении от переливов голоса примы, приплясывала ножкой.
Не важно все это сегодня еще и потому, что в первую неделю Великого поста я рискну в категории «духовная музыка» выложить хоровое пение. А так как с ним я сталкиваюсь в основном в храмах, то будет уместно предложить церковные песнопения.
Но, светские люди, не спешите расстраиваться. Во-первых, это будут, на мой взгляд, произведения достойные внимания и с эстетической точки зрения. А во-вторых, практически все великие русские и ранние советские композиторы обращались к этой теме. И, в-третьих, хором поют не только религиозные гимны молитвы.
Ну, начнем. Причем я сегодня буду рассказывать своего рода историю своего музыкального воцерковления.
***Крестился я в феврале 1992 года, во время очередного курсантского отпуска в Храме Успения Божией Матери, что на Городке (Звенигород). Много лет я просыпался под перезвон его колоколов и вот, наконец, в первый раз перетупил его порог. Ни о каком воцерковлении речи пока не шло. Но я отчего-то с того времени практически перестал ругать матом. Как-то так вышло, что вдруг - раз и больше не могу. Даже вернувшись в армейский коллектив, где, как известно, матом не ругаются, а разговаривают.
Потом уже только в 1999 году я переступил порог этого храма снова. Больше всего мои воспоминания об этом периоде у меня ассоциируются с представленным ниже распевом. Когда будете слушать представьте себе…
1 «Ныне Силы Небесныя» - древний распев, гарм.
Г. Львовского, исполняет хор Сретенского монастыря.
Click to view
Утро, мороз, холодный храм (он не отапливался тогда), вокруг него тишина и темнота. Внутри слабое мерцание только что зажегшихся лампадок. Запах холода, ладана и тающего воска. Я приходил первым, так как жил через овраг от Храма и видел его кресты из своих окон.
Начинают собираться прихожане, начинается служба. Полумрак рассеивается от свечей, морозу уходит от тепла пришедших в храм людей. Над всем этим льется простая молитва…
И вот встает Солнце, и первые его лучи заполняют Храм! Все меняется. Появляется Свет и Ясность.
Я до сих пор помню этот запах мороза и ладана, и вижу это потрясающее Преображение из тьмы в Свет, от ожидания в Радость.
Передать это словами, конечно, нельзя. А как расскажешь о Духе? С Ним можно только общаться.
***Второе музыкальное воспоминание связано со Саввино-Строжевским монастырем, что находится в километре от Успенского Собора. Там я обрел своего духовника. И там я по существу и воцерковился. И именно в этих двух храмах - Успения и Рождества Пресвятой Богородицы - я чувствую себя «дома», хотя бываю там редко.
2 Греческий гимн Богородице "Агни Парфене", написанный святителем Нектарием Эгинским, исполняет монахи афонского монастыря Симонопетра.
Click to view
В 2000 году я приехал в монастырь на престольный Праздник Рождества Богородицы. И вот уже привыкший к монашескому пению я впервые услышал нижеприведенный гимн. Вживую он производит впечатление на порядок сильней, или еще большее. Этот ритм, нарастание и снижение напряженности, эти звуковые константы фона… Чтобы было понятней насколько меня ошеломило это песнопение скажу, что до Пасхи следующего года слышал его в своей голове и душе. Мало что так переворачивало мой внутренний музыкальный (и душевный) мир, как этот гимн.
***Как только я услышало впервые этот ирмос, я сделал его своим утренним гимном. Помню утро - я веду старшую дочь уже в школу, среднюю еще в садик. Утро наполнено радостной сосредоточенностью от предстоящего дня, от общения с дочками. Сквер возле дома, морозец и мы втроем бодро идем. И вдруг само собой прорывается: «Помощник и Покровитель, …» . Я не стесняюсь петь не улице негромко. Тут вышло чуть громче, чем обычно - люди оглянулись. Но мне было все равно, потому что неожиданно для меня тонкими голосами подхватили дочки: «Бысть мне во спасение…». Если и надо сказать, когда я был безмерно счастлив, то в то утро точно.
3 Ирмос «Помощник и Покровитель…» первой песни «Канона прп. Андрея Критского» в исполнении хора Свято-Данилова монастыря.
You can watch this video on www.livejournal.com
***Ну и последнее на сегодня. Снова хор Сретинского монастыря. Я из-за него перешел окормляться в эту обитель. А потом отчасти из-за него же ушел оттуда. После Звенигорода, я тянулся именно к монастырской Литургии. Придя в первый раз на Большую Лубянку, я сразу почувствовал себя утешенным за мою разлуку с обителью прп. Саввы. Хор пел, конечно, получше, но меня волновало только то, та же манера, как и в моем родном Звенигороде. Но со временем меня стало отвлекать художественность пения. Я не укоряю. Проблема во мне, а не в том, как они поют. Видимо, моя внутренняя молитва не так сильна, что ее отвлекали внешние факторы.
Однажды когда я не смог эмоционально отличить молитвословие от представленной ниже народной песни, я решил сменить место воскресных молитв.
4 Народная песня «Ах, ты, степь широкая», исполняет хор Сретенского монастыря.
Click to view
Но слушать Сретенский хор я очень люблю.
Иллюстрация: "Веночек" из триптиха "Покаяние", автор Рыженко Павел Викторович
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники