История РПЦ. Обновленчество (1)

Feb 09, 2016 09:00



Я человек религиозный и для меня мистическая жизнь - это именно жизнь, а не игра в нее. Рассказывая об истории РПЦ, я, конечно же, вижу соучастие своей церкви в мистической Жизни Церкви как Тела Христова. Той самой Церкви, о которой Спаситель сказал апостолу Петру:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф., 16:18)

Эти слова предполагают попытки ада (врага) восстать на Церковь. Иначе, о каком одолении идет речь, тем более тогда, когда Церковь еще только создавалась Христом?
В молитвенных текстах Церковь часто сравнивают с неким утесом, бастионом и т.д., о который разбиваются мирские волны. Она стоит на твердом камне Истины, который есть Христос и ничего одолеть ее не может. Но тем не менее враг не оставляет попыток ее поколебать, потому что он враг.

В том, что произошло с моей Церковью после революции, я не могу не видеть эпизода описанных выше нападок врага. Давайте оставим в стороне (пока, уже или еще, - не столь важно) большевиков, вернее, желание позиционировать их как слуг врага. После всего написанного выше в рамках этой серии текстов, мне кажется, мы можем это сделать. Тем более что все действия врага к одним большевикам даже при всем желании сторонников таких трактовок свести ну никак нельзя.

В последних текстах, посвященных позиции РПЦ во время Гражданской войны, я анонсировал тему обновленческого раскола. Еще одной беды, обрушившейся на нас в эти сложные годы. Беды вызревшей внутри самой церкви.

Кстати,  это не первое разделение тела Церкви в эти годы, о которых мы говорим. В постах о Гражданской войне я уже затрагивал вопрос появления «окраин», субъекта политически и административно независимого от условного «Центра» (Патриарх и Синод). Из него впоследствии и образовался главный обвинитель РПЦ МП (Московского Патриархата) в ереси - РПЦЗ (за границей).

В разговоре про обновленчество, мы уже в третий раз встретимся с митрополитом Сергием (Старогородским) именем которого и маркируется увиденное зарубежниками и введенное ими в обиход «отступление от истины» - «сергианство». А вся эта серия текстов родилась как раз в ответ на вопрос - что же это такое. То есть мы подходим к существу дела.

Первый раз мы встречаем имя Сергия, тогда еще архиепископа, накануне 1905 года:

«уже накануне первой русской революции в рамках Русской православной церкви формируется либерально-реформаторское движение, руководящее ядро которого составляли молодое духовенство крупных городов и прогрессивно настроенная профессура духовных учебных заведений».

« Кстати, в число этой группы входили и будущие иерархи РПЦ МП. В том числе ставший впоследствии Патриархом архиепископ Сергий (Старогородский), и один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский)».

Мы видим, что тема преобразования церкви как общественного института родилась далеко не в 1922 году.

Второй раз мы встречаемся с Сергием Старогородским, как архипастырем РПЦ, который во многом уберег ее от потрясений, гораздо больших чем и так произошли после Февральской революции. И, кроме того, именно он стал одним из самых деятельных архипастырей, который сделал все возможное для созыва Собора 1917-18 гг. На соборе же он и стал митрополитом. Кстати, уже митрополит Сергий был и среди выдвинутых кандидатов на патриаршество, набравших более 2 голосов (всего таких было десять человек). Его поддержало 5 участников Собора.

Снова мы видим, что Сергий Старогородский проявляется себя как человек неравнодушный к судьбе Церкви и Отечества. Но, кроме того, мы видим его еще и как очень деятельного иерарха. Деятельного и уважаемого.

Я все это пишу, пытаясь понять, как митрополит Сергий в 1922 году оказался в стане обновленцев. Для себя я нашел такой ответ. РПЦ явно не успевала за общественными и политическими изменениями в России. Собор, собранный, в том числе для того, чтобы развернуть институт церкви к пастве, то есть народу, явно опоздал. Все его действительно важные и благие решения не были реализованы по причине революции, Гражданской войны и изменения места церкви в новом строящемся обществе. Именно в качестве еще одной попытки повернуться к пастве (народу) я вижу этот феномен попадания к обновленцам многих искренних и неравнодушных к судьбе церкви ее служителей.

Теперь можно описать и сами события связанные с этим явлением. (Далее цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «История Русской Православной Церкви 1917 - 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина).

В самый разгар судебных процессов, последовавших после столкновения РПЦ и Советского государства на почве экспроприации церковных ценностей «появился так называемый «Меморандум трех». Маститые иерархи - митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) - признали обновленческое Высшее Церковное Управление «единственной канонической церковной властью».

Это было очень тяжелым ударом по телу Церкви. Патриарх в этом время находился под судом, а впоследствии под арестом в Донском монастыре. И тут обновленцы! Что же это за «зверь» такой? У этого явления длинная предыстория. Началось все, как писалось выше, еще в конец предыдущего событиям столетия.

(Продолжение в следующем посте).

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

обновленчество, история РПЦ, История России, метафизика

Previous post Next post
Up