История Отечества… Часто это так и остается для кого-то просто красивым оборотом речи. И вдруг этот мир, в котором ты носишься со своими проблемами и радостями, для тебя внезапно наполняется эмоциональным историческим контекстом. Когда тропы, где ты бегал, дороги по которым ходишь, стены на которые опираешься, вдруг оживают - это можно сравнить только с прорывом в новое измерение.
Сегодня Церковь чтит память прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского), для моей семьи святого близкого и даже если можно так сказать родного.
Я сам родился и вырос в Звенигороде. В дни моего детства монастырь был местным музеем. Мы с товарищами по детским играм часто совершали вылазки туда. Древние стены монастыря, тогда еще открытые для прохода, становились целым миром, наполненным нашей фантазиями и детскими проказами. Сейчас уже мои дети с удовольствием бегают вокруг древних стен и любуются открывающимися от них дальними видами звенигородской земли. А я им рассказываю о дивном святом и истории этих мест.
В детстве мы пристраивались к проводимым там экскурсиям. Гиды спокойно относились к этому соседству. Мы стекол не били, стены не уродовали, а просто тянулись к интересным рассказам о древней истории той земли, на которой росли. В классе седьмом была у нас экскурсия в музей (монастырь), где неожиданно для себя смог уже сам выступить в качестве экскурсовода.
После восстановления монастыря и появления там братии, Бог мне послал найти среди духовенства обители прп. Саввы семейного духовника. Я уже тогда жил в Москве и получилось так, что поездки в Звенигород стали не только возвращением к моей земной малой Родине, но и духовной.
Относительно недавно я с большим интересов прочитал
жизнеописание подвигов прп. Саввы в книге из серии ЖЗЛ.
Книга меня настолько потрясла, что весь следующий год главным моим подарком друзьям и знакомым стала именно она. Лишь спустя много лет после знакомства с обителью я смог по настоящему прикоснуться к удивительной истории своей земли и наследию преподобного отца нашего Саввы.
История Отечества… Часто это так и остается для кого-то просто красивым оборотом речи. И вдруг этот мир, в котором ты носишься со своими проблемами и радостями, для тебя внезапно наполняется эмоциональным историческим контекстом. Когда тропы, где ты бегал, дороги по которым ходишь, стены на которые опираешься, вдруг оживают - это можно сравнить только с прорывом в новое измерение.
Поэтому я с большой и искренней радостью, поздравляю с днем памяти прп. Саввы и привожу немого данных о нем.
+++
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,
от юности бо изволил еси чистое житие,
духовному твоему учителю последуя,
и того учением ум к Небесным вперив,
и стаду твоему премудр наставник показался еси,
тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.
Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.
***
"
Преподобный Савва Сторожевский - один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря.
Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского - Евдокии (в монашестве - Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) - Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя).
В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.
В 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.
Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее).
Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» - уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание...
Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия).
Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.
С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое - это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе - явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта - генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году.
После Революции 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.
С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем".
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники