Лермонтов. Поиск корней

Oct 03, 2015 11:00


Оставалась только родовитость. И если Арсеньевы могли себя считать древним боярским родом, то Лермонтовы были бедными дворянами из «новых». И даже связь с Фомой(или Томасом)-«Рифмачем» его не спасала, так как это никак не повышала его статус. Поэтому Лермонтов искал своего родства, как вы думаете с кем? Правильно - с Байроном.

«В Шотландии отметят «поэтическую связь» с Михаилом Лермонтовым
В деревне Эрлстон вскоре откроют бюст Михаилу Лермонтову.
Лермонтов, погибший на дуэли в 1841 году, никогда не посещал Шотландию. Однако его предком был шотландский наемник Георг Лермонт, который поселился в России в 17 веке и после сменил фамилию на русский лад.
Лермонта считают потомком Томаса из Эрсилдуна, жившего на месте нынешнего Эрлстона в 13 веке и позже ставшего прототипом героя легенд о Томасе-Рифмаче
».

Все верно пишут. Приятно, что не только в России чтут память нашего великого поэта.

Справедливости ради надо отметить, что юный Лермонтов сперва искал корни семьи своего отца в Испании и даже делал запрос через посла в России о возможной связи с герцогом Лерма. Портрет руки Лермонтова своего предка, явившегося ему во сне, я разместил в шапке поста.

Но получив отрицательный ответ, юный поэт полностью перенес поиск корней своей семьи на земли туманного Альбиона. Это, несомненно, усилило его увлечение Байроном, хотя английский гений был и так очень популярен в России в то время. Но для Лермонтова тема поиска своих корней была очень важна.

Это не значит, что Лермонтов, таким образом, хотел взять за основу самоидентификации нечто чуждое русскому. Этот интерес, по мнению биографов имел двойную мотивацию.

Во-первых, он хотел восстановить в своем мнении значимость рода отца в условиях противостояния его с родом Арсеньевых. О роли бабушки и некоторых коллизиях ее участия в судьбе поэта я писал ранее.

Во-вторых, Лермонтову необходимо было повысить свою самооценку при взаимодействии со «светом». В его время то, что мы теперь можем отнести к условностям, имело огромный вес. Дворянин, выходя в свет и рассчитывая на успех в нем, должен был обладать одним из трех качеств: богат, родовит, красив.

Богатыми Арсеньевы особо не были, а Лермонтовы и подавно.
Красавцем юного поэта назвать не могли даже самые любящие его близкие и друзья. В последнем посте я разместил последний и как считается самый близкий к оригиналу портрет Лермонтова.
Пушкин тоже красавцем не был, но его внешность, по словам одной из кузин Лермонтова, сравнивавшей их между собой, носила некий шик таинственности и страстности. Лермонтов же не мог отнести к своей наружности ничего из приведенных качеств.

Оставалась только родовитость. И если Арсеньевы могли себя считать древним боярским родом, то Лермонтовы были бедными дворянами из «новых». И даже связь с Фомой(или Томасом)-«Рифмачем» его не спасала, так как это никак не повышала его статус. Поэтому Лермонтов искал своего родства, как вы думаете с кем? Правильно - с Байроном.

И он, как выяснилось уже в ХХ веке, оказался прав - такая связь есть.

«В пятнадцати милях к юго-востоку от замка Дерси расположен замок Балькоми, принадлежавший другой ветви Лермонтов, известной в основном своей судебной и юридической деятельностью. В XVI веке здесь жил предок Джорджа Ноэла Гордона Байрона, королевский адвокат Гордон, женой которого была Маргарет Лермонт. Таким образом, Лермонтовы оказываются связанными родственными узами с родом Байрона. К сожалению, сам Лермонтов не знал, что является дальним родственником своего кумира Байрона».

В заключении приведу стандартное для этой темы стихотворение:

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом,
И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробужден,
Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..
«Желание», 1831 год

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

метафизика, Байрон, Лермонтов

Previous post Next post
Up