Об оправдании неравенства в либеральном обществе

Sep 20, 2015 12:01



Я помню, как неоднократно в дискуссиях о коммунизме и христианстве мои собеседники, утверждая несбыточность идей равенства людей, говорили, что Бог всех сотворил разными. Кто ж с этим спорит. Но весь вопрос в том, равные ли возможности предоставляются обществом людям, чтобы реализовать свои неравные природные способности?

Меня всегда ставило в тупик это соединение в собеседниках возможность утверждать одновременно о том, что перед Богом мы все равны и при этом оправдывать фундаментальное неравенство людей в социуме. Следуя этой логике, обязательно придешь к богохульному выводу, что угнетение и порабощение людьми других людей - суть план Божий. Я-то считаю, что это следствие поврежденности человека, то есть отступления от Божьего плана.

На это мне всегда возражали: мол, все верно, но раз мы живем в поврежденном мире, то нечего и рассуждать о возможности строительства в нем общества освобожденного (я бы говорил о процессе, то есть освобождающегося, стремящегося к этому состоянию) от неравенства возможностей.

Иначе же неминуемо оказываешься на позициях поражения перед грехом. Все так плохо, ничего не сделаешь, поэтому сиди и не рыпайся. Но разве это христианство?

Тогда мои собеседники обычно говорили, да, наверное, но ведь посмотри вокруг! Люди же пробиваются к реализации себя через все отчуждения и угнетения! Замечательно! Правда, есть два «но».

Во-первых, неужели будет правильным оставлять такую ситуацию, когда это приходится делать вопреки общественному устройству, а не благодаря ему? В ответ я видел улыбки, мол, видим - куда ты клонишь. Все о своем коммунизме и СССР. А почему бы и нет? Я полгода назад вспомнил в одном из текстов о попытке ряда моих одноклассников во время перестройки вдруг отыскать у себя господские корни. Как и о том, что судьба моего деда, его детей - лучшее свидетельство той взрывной силе развития, которая дало народу Советская власть.

«…Дети моего дедушки казака и бабушки гречанки все получили высшее образование. Все они стали настоящей элитой служения стране. Старший сын - физиком ядерщиком, академиком. Мой отец - учителем и ушел на пенсию с должности заведующего ГОРОНО нашего города. Младший сын - вел проекты в закрытом институте. А единственная выжившая дочь - стала врачом. То есть все они служили народу и стране, лечили, учили, создавали ее оборонную мощь и развивали науку».

И моя семья в этом не уникальна. На это мне рисуют все «ужасы» советской власти, при этом с удовольствием пользуясь плодами этой власти, то есть и ужасов. И  кивают на Запад, мол, у них там тоже есть и Биллы и Гейтсы.

А тут на днях я вычитал, что и этот аргумент моих собеседников не состоятелен:

«Стоит, кстати, отметить, что значительная часть представителей «золотого процента» является наследными обладателями «пропуска в возможности». Треть «большого списка» Форбс за предыдущий год - получила свои триллионы вообще в наследство, а объявленный "селф-мейд-мэном из гаража" Билл Гейтс вообще-то внук сенатора США и сын потомственной банкирши, обеспечившей ему все годы творческих поисков. Настоящих селф-мейд-мэнов среди владельцев планеты - единицы».

Делает автор и окончательный приговор той социальной и общественной модели, которую защищают мои собеседники.

«И наконец - о наших проблемах. У нас, уважаемые читатели, мало кто слышал про битников и не женят голубых. Но отношение к человеку как к рыночному ресурсу - примерно то же, что и в передовых западных обществах. А значит, этому человеку теми же самыми «рыночными механизмами» и во имя того же «экономического роста» навязывается то же потребительство и тот же индивидуализм».

Человек как ресурс? Это уже не человек! Это человек отчужденный от своей Природы и Предназначения. Христианство это и есть борьба за Природу Человека и возвращение его на путь реализации своего Предназначения. Этим темам я посвящал длинный цикл текстов «Человек. Свобода. Рабство» весной этого года. http://teterevv.livejournal.com/685252.html

Снятие отчуждение Человека от его Природы - это же основная цель марксизма и коммунизма. Единство целей и есть место для искомого синтеза между коммунизмом и христианством. Тут обычно в ответ начинается уже несвязанный крик и махание руками. Описывать их нет смысла. Тем более что они могут последовать и в комментариях под этим постом.

И еще одна цитата в заключение:

«Кстати, духовность и патриотизм в этой логике - тоже «рыночные механизмы».

В обществе потребления, в либеральном обществе - безусловно. И чтобы наполнить понятия патриотизм и духовности другим Высшим и подлинным содержанием, придется бороться с этим обществом потребления.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

концепции, метафизика, Человек, христианство

Previous post Next post
Up