Метафизика Лермонтова 2. Поиск Неба.

Sep 14, 2015 15:00



Думая о Лермонтове, ловишь себя на мысли, что тебе очень близки темы его переживаний и размышлений. И тут нет места тешущим самолюбие мыслям о твоей продвинутости и схожести с гением. Тут есть место самому гению Лермонтова, сумевшему охватить столько, что каждый находит отголосок своего в его творчестве.

Для этого ему не нужно было подымать максимально возможного количества житейских вопросов. Нет. Лермонтов просто обратился к самым сущностным и потому близким всем нам темам.

Христианину он интересен, в том числе и как личность, истоки которой укоренены в Православии. Известно, что бабушка поэта, о которой мы коротенько уже поговорили, была очень набожной женщиной. И сам юный Лермонтов, скорее всего, близок к подлинной религиозности.

Судить об этом мы можем и по его ранней лирике, в которой достаточно большое место отводится религиозным контекстам и темам. И позже, уже в незаконченной «Княгине Лиговской»,1836-1837 гг., чувства главного героя Жоржа Печорина и Верочки рождаются во время всенощной в храме, под влиянием песнопений монашеской братии. Но это я опять вторгаюсь в область литературоведов, чего изначально мне хотелось избегать.

Есть ряд стихотворений, которые стали классикой русской поэзии. Например, достаточно позднее произведение «Молитва», 1839 г.:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Двумя годами раньше, в 1837 году:

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
И конечно же «Ангел» 1831 г.:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Последнее стихотворение я принимаю отправной точкой моих размышлений о Лермонтове. В нем так много затронуто и сказано, что захватывает дух. В нем очень много личности Лермонтова. Вот одна из строф, которая была вычеркнута в окончательном варианте. А так же две первые строчки четвертой строфы, которые так же были изменены:

Душа поселилась в творение земном
Но чужд ей был мир. Об одном
Она все мечтала, о звуках святых
Не помня значения их.

С тех пор непонятным желанием полна
Страдала, томилась она...
Мы видим то мироощущение юного поэта, в котором боль всей его жизни. Снова вспоминаю слова поэта (1832 г.), которые приводил в первом тексте о нем:

Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать!
Эта боль и не давала покоя, заставляла вновь и вновь обращаться к этому диалогу между Небом и землей. Душа, рожденная для Небесного, вынуждена томиться в земном. Душа помнит о своей Небесной природе, помнит музыку той песни Ангела, утраченные слова которой она всю жизнь пытается восстановить в себе.

С этим стихотворением неразрывно связывают воспоминания Лермонтова о своей рано умершей матери:

«Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие.
Её певала мне покойная мать», 1830 год.

Конечно же, травма разлуки с матерью отложила глубочайший след в душе поэта. Для ребенка такая утрата в высшей степени несправедлива. Никакие слова не способны снять боль этой разлуки. Поиск мистического присутствия матери в своей жизни, - вот что, на мой взгляд, так рано направило творчество поэта, мальчика, затем и юноши к размышлениям о Небе и земле, счастье и боли, Правде и справедливости.

Этот поиск виден во всем. Вот признание в любви к Кавказу 1830 г.:

В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Лермонтов очень автобиографичен в своем творчестве. И по его героям мы можем судить, конечно, с той или иной степенью полноты, о наполнявших душу поэта переживаниях и размышлениях. И он наделяет многих своих героев своей сиротской судьбой, именно этим объясняя их терзания и искания. Поэма «Сашка», 1833-1834 или 1835-1836 гг.:

Он был дитя, когда в тесовый гроб
    Его родную с пеньем уложили.

Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
    До времени отвыкнув от игры,
    Он жадному сомненью сердце предал
    И, презрев детства милые дары,
    Он начал думать, строить мир воздушный,
    И в нем терялся мыслию послушной.
Тоже самое в «Я хочу рассказать вам» 1836 года: «Он разлюбил игрушки и начал мечтать. Шести лет уже он заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уж волновало ему душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку…
Болезнь эта имела важные следствия и странное влияние на ум и характер Саши: он выучился думать. Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой».

Героя зовут Александр Арбенин. Лермонтов не расставался со многими своими героями на протяжении всей своей творческой судьбы. Мы встречаемся с Владимиром Арбениным в «Странном человеке» (1831 г.), одной из ранних драм Лермонтова, где он подчеркнуто автобиографичен: «Лица, изображенные мною, все взяты с природы; и я желал бы, чтоб они были узнаны».

Затем, уже в «Маскараде» 1835 г., но уже под именем Евгений. Тут уже описан конфликт героя с социумом. Я снова говорю, что не хочу заниматься литературным разбором произведений. Я ищу нить творчества Лермонтова, которая позволит собрать воедино и темы его творчества, и увидеть внутренний мир самого творца.

Мы видим, как по мере взросления поэта растет и масштаб  рассматриваемого им конфликта. Но неизменными остаются сам конфликт и герой со своей болью, от которой Лермонтов пытается освободиться через свое творчество и судьбы героев. А боль эта имеет природу выбора между Небом и землей, конфликта Высшего и человеческого, Правды и справедливости. Того самого, что было описано им в «Ангеле»:

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Томилась не только скукой, но и вопросами о природе зла и добра в человеке, и в мире. И это как мне видится та самая нить, которую искал Лермонтов, и мы вслед за ним в его произведениях.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

метафизика, культура, Лермонтов

Previous post Next post
Up