Поиск и создание либерального крыла в РПЦ(2).

Sep 11, 2015 08:00



Может, дело в том, что батюшка мечтает о совсем другой церкви, нежели РПЦ? Либеральной, где есть место для самочиния и полной свободы от всякой там иерархии.

Где в словах о. Андрея есть место служению: Церкви и пастве. Я вижу лишь разговоры, которые ведут обычно в разрезе профсоюзных движений. Не более того. Уж простите.

Итак, история первая. Об одном священнике, уехавшим в США.

«Отец Андрей Марков живет в США уже два года».

В статье не говорится - в какой юрисдикции служит теперь о. Андрей. А жаль! Потому как если он служит по-прежнему в РПЦ, то весь этот обличительный пафос статьи чистой воды обман. Но я не нашел ответа на этот вопрос. Предположим, что о. Андрей перешел в другую юрисдикцию служения. Что же подвигло его к отъезду из России?

«Я понял, что РПЦ таким, как есть, я просто не нужен. Тут нужны триумфаторы или люди, их изображающие. Кого я хотел спасти - так это Борю. Мне рассказывали, что в США есть эффективные программы помощи людям с синдромом Дауна. Когда я переехал в США, я убедился, что это правда».

Боря - это четвертый ребенок в семье батюшки, с тяжелейшим диагнозом синдрома Дауна. Помоги Господи болящему и дай терпения его близким!

Я чего-то тогда не понимаю. Батюшка уехал заграницу, туда, где его ребенку будет оказано на его взгляд более профессиональное лечение. Вот и все! Но, видимо и автор статьи и сам священник понимают, что трагическая история борьбы с тяжелой болезнью ребенка недостаточна… Для батюшки, чтобы оправдать отъезд от своей паствы, служению которой он и решил посвятить жизнь. А редакции для наезда на РПЦ. Поэтому начинаются общие рассуждения типа:

«Церковная вертикаль тогда еще не окрепла, и среди духовенства было очень много замечательных, талантливых людей».

А сейчас, стало быть, таковых нет или крайне мало? Не грех ли это осуждения? И когда же это интересно в РПЦ была слабая вертикаль? РПЦ это не клуб по интересам, а место служения. Может, речь идет о государственной властной вертикали? И какое это отношение имеет к отъезду?

«В середине 1990-х у священника было очень много работы - люди массово приходили в церковь. У меня уже родились трое детей, но времени на семью едва хватало. В 1996 году появился четвертый ребенок - Боря. Вскоре у него обнаружили синдром Дауна, и это изменило все».

Батюшка опять возвращает нас к своей семейной драме. Но простите причем тут РПЦ?

«От церковного начальства я не раз слышал и за спиной, и даже в лицо фразы вроде «не надо было рожать, а теперь это твои проблемы». В конце концов я попросил два-три месяца отпуска за свой счет. Отпуск дали, но потом позвонили и сказали, что моя ставка сокращена. Шел 2001 год».

И что? Разве он единственный кто оказывался в трудном положении? Видимо, нет. К тому же о. Андрей всего два года, как уехал. То есть, 12 лет он как-то справлялся со всеми трудностями и невзгодами, оставаясь и в России, и в РПЦ. И вся описанная ситуация к отъезду не имеет никакого отношения. Прошу прощения, на жалость, конечно, давит. И рисуется образ безжалостного вышестоящего начальства о. Андрея, коллег по приходу жестоких в своем безразличие. Остается, видимо, только одна отдушина - паства и тот долг служения, который взял на себя о. Андрей.

«Прихожане тоже зачастую отказываются понимать, что у священника могут быть проблемы с женой, с детьми, может просто накопиться усталость. Это ведет к тому, что священник, совершенно выгорев, деградировав в качестве пастыря, продолжает носить маску, как актер».

Мы видим, что я оказался не прав, сделав предположение о поисках утешения   о. Андреем в пастве и служении? Наоборот. По ее вине, он начал носить маску, а служение превратилось из Таинства в обряд. Я искренне сочувствую о. Андрею, и, конечно, недоумеваю, почему он оказался один на один со всем этим. А еще я не понимаю, почему эта история, где смешались внешние трудности семьи батюшки и его внутренние нестроения рассматриваются, как феномен общий для всей церкви? И почему этому ложному представлению способствует сам о. Андрей:

«сам я хочу дожить до того момента, когда в нашей церкви что-то изменится и я смогу вернуться, чтобы служить Богу и людям дома. Теперь у меня есть опыт, знание того, как работать с проблемными детьми, мне бы хотелось применить это на родине. Я мечтаю иметь в России приход с домом-приютом для детей с синдромом Дауна и подобными заболеваниями».

Помоги Господи, о. Андрею в том, что касается его намерений помочь больным детям. Но мне не понятно, откуда это ожидание каких-то изменений в РПЦ, без которых реализовать свои планы он не может. Очень это напоминает разговоры наших белоэмигрантов, что коммунизм мешает ми вернуться в Россию. Коммунизма нет 24 года. Белых тоже почти нет.

Может, дело в том, что батюшка мечтает о совсем другой церкви, нежели РПЦ? Либеральной, где есть место для самочиния и полной свободы от всякой там иерархии.

«в нашей церкви священник просто не может оперировать словом «будущее». В любую секунду, в любой момент тебя могут снять, перевести в другое место или просто выгнать, одним движением разрушая то, что было создано годами кропотливой работы, ломая все человеческие связи».

Похоже на то. Но тогда РПЦ перестанет быть православной! Чем больше я читал высказывания о. Андрея, тем отчетливее видел некое перекликание их с обновленчеством начала прошлого века в РПЦ, и тем, что произошло в католичестве после II Ватиканского собора

«Чего ждут от священника люди?
Ждут способности действовать самостоятельно, творчески. Выстраивать отношения с людьми, помогать им. Но это возможно только при личном контакте. А какой контакт может быть, когда от тебя требуют лишь победных реляций, а при малейшей слабости перебрасывают с места на место или вообще сдают в утиль? Поэтому священники у нас теряют всяческую инициативу, уходят в себя, становятся инфантильными».

А без этого о. Андрей не видит никакого выхода из ситуации:

«Вот и получается, что все лишь имитируют какую-то церковную жизнь. А что из этого выходит в нашей стране - сами видите. Вечно обманывать нельзя ни народ, ни самих себя».

Я не вижу где в словах о. Андрея есть место служению: Церкви и пастве. Я вижу лишь разговоры, которые ведут обычно в разрезе профсоюзных движений. Не более того. Уж простите.

Но главное, мне так и осталось совершенно непонятно, каким образом эта история и очень субъективная и спорная позиция о. Андрея может считаться достаточной для постановки каких-то диагнозов РПЦ?

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

РПЦ, метафизика, либерализм

Previous post Next post
Up