Нельзя бороться со злом без ясного понимания того блага, которое от зла нужно защитить. Увидеть благо и угрозу ему, подняться против этой угрозы на борьбу, можно только пробудившись.
Почти месяц назад в Москве, в зале им. Чайковского прошел
II Съезд РВС. Он был посвящен вопросам традиционных ценностей и соответствия им нашей системы образования. Но говорили не только об этом.
Съезд начался с приветственного слова руководителя РВС М. Мамиконян, в котором, в частности, было сказано:
«
…мы занимаемся всеми группами населения, совершенно независимо от их политических пристрастий, мировоззренческих представлений, что мы не политическое, не политизированное, а именно общегражданское движение».
Нельзя бороться со злом, без ясного понимания о том благе, которое от зла нужно защитить:
«…
мы считаем, что сопротивляться негативу, который есть в нашем обществе, который идет к нам в основном с Запада, но и не только, можно лишь на базе четко понимаемых, артикулируемых представлений»
Связь РВС и «Сути времени» очевидна и никем не скрывается. И потому, чтобы затронуть тему спасаемого блага Съезд начал свою работу с доклада лидера «Сути времени» С. Кургиняна. В нем было затронуто много аспектов политической и общественной Реальности нашей страны. Но сегодня я хочу коснуться одного и на мой взгляд ключевого для нас.
«
Вопрос заключается вовсе не в том, чтобы нам сейчас перебирать все слагаемые нашей реальности. Вопрос заключается в том, чтобы найти одно ключевое нематериальное слагаемое, назвать, в сущности, одно слово, которое надо добавить к происходящему так, чтобы происходящее начало действительно укреплять нашу социальную ткань, которая должна быть укреплена, которая в этом состоянии не выдержит новых нагрузок.
…
Это слово - «пробуждение».
…
Человек может прожить всю жизнь, не пробудившись, и он не обязательно при этом будет вялым и пассивным. Он может всю жизнь, оставаясь непробужденным, быть безумно активным и результативным.
…
Но пробудившись, испытывают одно и то же чувство, свидетельствующее о том, что они действительно пробудились. Это - чувство ответственности.
…
Если чувство ответственности не превращается во что-то большее, то пробудившийся может сойти с ума или стать чудиком.
…
Если мысль не пробуждает к действию, то настоящего пробуждения нет. Сначала ответственность, потом ты думаешь о том, как защитить то, за что ты ощущаешь себя ответственным, а потом, после того, как ты думаешь об этом, возникают действия. Если действий нет, то нет и пробуждения.
…
Главное и намного более важное, чем степень материального преуспевания и всё остальное. Ты обретаешь свою судьбу.
…
Обретение судьбы - это не только огромное счастье, это тяжелейшая ноша. Многим хочется обрести судьбу, но избавиться от такой почти неподъемной ноши.
…
Можно выиграть судьбу и проиграть во многом другом. Но проигравший судьбу сразу проигрывает всё. Это касается каждого из нас. Это касается нашей страны и, в конечном счете, это касается всего человечества».
Как видите, обсуждение очень конкретных и актуальных проблем России началось с рассмотрения экзистенциальных вопросов. И это не стремление к усложнению, а самая что ни на есть живая необходимость. Разрыв между представлениями о благе (идеальное) и борьбой за это благо (практика) - вот на что сделана была ставка деконструкторов России, пришедших к власти в годы перестройки. И это путь оформления разнообразных форм гетто, попав в которые активная часть населения страны ничего не может сделать для ее блага.
Более подробно о гетто и их создании в следующем тексте.