Те, кто ставит рядом национализм и православие или демонстрируют полное невежество, не понимая ни первого, ни второго. Или же сознательно за счет создания такой близости дискредитируют православие.
Я хочу привести сказанные буквально на днях слова Патриарха Кирилла:
«
К сожалению, наши противники используют слова "Русский мир" как некий жупел, как пугало, заявляя, будто это некая доктрина, которая служит исключительно внешнеполитическим интересам Российской Федерации. Однако нет ничего более далекого от истины, чем отождествлять Русский мир исключительно с Российской Федерацией. Русский мир - это одновременно и Украинский мир, и Белорусский мир. Это мир всея Руси. Это мир, который создан через Крещение в Днепре, это мир князя Владимира, это система ценностей, которая проникла в культуру, в быт нашего народа»
Говоря о врагах, Патриарх имеет виду и внешних врагов России пугающие себя и весь мир угрозой возрождения русских имперских амбиций. Очень показательно, что в таком понимания врага понятия «советская империя» и «русская империя» выступают практически синонимами. Как говорится - «ты сказал!».
Кроме того, слышится обращение и к внутренним силам, стремящимся дискредитировать положительное для большинства население содержание понятия «русского мира», затащив его в пространство национализма. Святейший подчеркивает, что в словосочетании русский мир «русский» не является признаком принадлежности «мира» одной нации или национальности. Это как раз то, что объединяет многих в единое пространство. И это единое обозначается понятием «русский». Очень важный посыл. И адресован он тем, кто пытается спекулировать этим понятием, сужая его ширину и глубину до примитивного национализма. И происходит это потому что (сказано днем позже):
«
Как учит святой Иоанн Златоуст, нет пользы от правой веры, если человек развращен. Не удержать веру в сознании и сердце, если сердце отдается греху, если человек живет так, будто Бога и нет. У него появляются другие ценности и жизненные цели, и он устремляется к ним, забывая о Боге, а то и впадая в грех, в разврат в прямом и в переносном смысле. А разврат - это разрушение человеческой личности, связанное как с плотскими, так и со многими другими грехами».
Что получается? Выходит что, говоря о причисляющих себя к «православному» национализму, можно ставить вопрос о выпадении
их из «русского мира», из того пространства, которое они якобы защищают? Более того, не просто выпадении из него, а некой поврежденности и приведшей к этому печальному результату.
Понятно, что попыткой совмещения «русскости» и национализма, православия и национализма занимаются силы изнутри. Например, националисты, считающие себя православными, или верующие, считающие возможным быть при этом националистами. Но этой же проблематикой занимаются и те, кто снаружи пытаются способствовать укоренению этого губительной близости. А это может произойти, только в случае перехода к извращенному пониманию одного из объединяемых понятий.
Поэтому для начала разберемся с определениями.
На́ция (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
Существует два основных подхода к пониманию нации:
как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом национального государства. Понятие «нация» не следует путать с понятием «национальность».
И чтобы нам не путать сразу же:
Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности. Также в названии Совета Национальностей Верховного Совета СССР употреблялось в значении представленных в палате национальных территориальных образований (союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа), то есть в значении, близком к современному европейскому.
В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность - гражданство или подданство.
Во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и по религиозному признакам.
В Советском Союзе в типовых анкетах (а с 1974 года и в паспортах) существовала пятая графа - «национальность». В статье 26 Конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Итак, что мы видим? Что, как и в словах Патриарха, в данных определениях нет места толкованию основных понятий, которыми спекулируют враги России в сторону обособления каких либо групп населения друг от друга. Что в дореволюционном понимании, где национальность есть отнесение к той или иной группе по культуре и вере, что в советском - только по культуре. То же самое и в современном европейском понимании этого термина, как факта гражданства или подданства, не требуется вообще по существу ничего кроме паспорта.
С термином «нация» все еще проще. Это однозначно переход к объединению в общности групп населения и опять же по культурным, экономическим и политическим критериям.
Стоп! Экономика и политика всегда идут бок обок и при этом чаще всего являются инструментами решения вопросов власти и господства. Именно такого рода подходы и породили нацизм и фашизм. Именно в рамках этих инверсий разъединяющим смыслом было наполнено понятий «национальность». По существу общность по культурным и религиозным признакам, была заменена на родство по крови. А это шаг назад от нации и национальности к роду и племени. Такое движение к архаике - есть характерная черта фашизма. Но мне важно показать ни это.
А то, что говоря о национализме, как о делении культурных и религиозных общностей на группы по крови современные националисты переходят:
- на поле нацизма, хотя и не осознают это сначала. Но требуется очень небольшой промежуток времени для перехода уже к осознанному существованию именно в пространстве нацизма. Со всеми вытекающими…
- на вектор движения к архаике и общественно-политическому регрессу. То есть к разрушению завоеваний предков, а не их умножению. К историческому проигрышу, а не к победе. Одним словом прямо к противоположному результату чем тот, который предлагался при первом попадании в смысловые поля национализма.
Я понимаю 15-17 летних ребят, которым до всех выше приведенных определений и выводов дойти трудно в силу резкого падения качества образования. Да и младости ума, на фоне стремления к простым решениям сложных вопросов. Но посмотрите на фигуры стоящие во главе националистических фигур! Посмотрите на их лица!
Там далеко не мальчики и люди с приличным образованием. Они не могут этого не понимать! И раз так… Типичная провокация - вот единственный, который можно сделать из всего сказанного выше. И цель ее - в недопущении создания в России здорового патриотического движения среди тех, кто причисляет себя к русским националистам.