Изнанка демократии

Jun 26, 2015 09:04


Одним из главных ньюсмейкеров в Европе продолжает оставаться Греция. Состоится ее дефолт или нет? Выйдет ли она из Еврозоны или же пришедшие к власти правые отступят перед диктатом Брюсселя? Это все обсуждается в нашей газете. Я же все еще нахожусь под впечатлением от короткого отдыха. Мы были на Кипре, что хотя и не совсем Греция, но где-то близко во всех смыслах.

Саму Грецию я очень люблю. Да и свой блог в ЖЖ я открыл серией путевых заметок о нашей очередной семейной поездке в эту страну.  В отличие от Италии, на Кипре и в Греции все достаточно скромно. И мне это нравится. Но больше всего мне в этих странах нравятся люди.  Во время отдыха по-настоящему увидеть жителей принимающей тебя страны не так-то просто.

Персонал, менеджеры, официанты, работники, продавцы, экскурсоводы, водители, полицейские и т.д. - вот что видит обычно турист в стране, куда приезжает на отдых. Но ведь прежде всего, это - люди. С одной стороны, люди, сильно отличающие от нас и в силу иной истории, и иной культуры, и традиций. А с другой - очень похожие на нас и даже в чем-то родные нам.

В каждой поездке я знакомлюсь с несколькими местными жителями, так сказать, в неформальной обстановке. Когда вдруг снимается барьер, неизбежно возникающий между туристом и местным жителем, который кормится с туриста. В этот раз все началось с таксиста.

Так вышло, что я летел не тем рейсом и  не в тот аэропорт, где меня должны были встречать. Таксист, на чью долю выпала задача исправлять это недоразумение, тщетно пытался разговорить меня на английском языке. Но как это сделать, когда я его не знаю? Поэтому большую часть пути ехали молча. Наконец, когда стали попадаться крупные поселки, водитель заметил, как я крещусь, проезжая мимо храмов. Получив от меня положительный ответ на вопрос, принадлежу ли я к истинной христианской церкви (имеется в виду православие, - на это моего знания языка хватило), он оживился.  Он начал что-то рассказывать мне по поводу каждого храма, мимо которого мы мчались по автостраде, комментировать все таблички с указателями, где в название есть слово «агиа» - т.е.  святой. В конец концов, он съехал с дороги, чтобы угостить меня водой и кофе в придорожном кафе.

Потом уже мы с женой познакомились с работницей отеля, которая так же, как и мы, растит троих детей примерно такого же возраста, что и наши. Она хорошо говорила на русском языке и потому общение было более информативным. Трудности воспитания детей оказались общими.

Конечно, ни с кем из этих людей мы не стали друзьями. Но начинаешь вдруг смотреть на всех вокруг другими глазами. Замечать усталость или радость на их лицах. Вообще начинаешь их видеть! Меня очень удивили местные официанты. Я слышал объяснение их некоторой медлительности и неприветливости за счет приписываемой грекам и киприотам некой ленивости. Возможно, срабатывает какая-то защита от некой униженности прислуги. Например, в странах Латинской Америки эта защита проявляется в вольности обращения с гостями отеля. Может, думал я, тут то же самое, но в обратную сторону?


Когда я увидел, как ежедневно перед каждым началом кормления гостей у них проходит совещание всех работников и то, как старательно они готовятся к приему людей, я понял что все это - следствие серьезного отношения к своему делу и уважения к нему. Утвердиться в правильности этого вывода мне помогли чернорабочие отеля.

Казалось бы, самая «низшая каста» среди всех работников отеля. Но надо было видеть, с каким упорством и энтузиазмом эти люди выполняют свои обязанности! Касается ли дело уборки территории или речь идет о работе с богатой растительностью на этой самой территории отеля. Самый же яркий пример мы наблюдали ежедневно на берегу моря.

В этом году ветер и волны нагоняли в бухту нашего пляжа много водорослей. Это - аномалия, как рассказали нам местные жители и завсегдатаи отеля. И чтобы хоть как-то облегчить «страдания» отдыхающих, ежедневно отряд из 5-6 человек занимался чисткой моря и берега от этого «неудобства». С самого раннего утра и до позднего вечера. Под лучами полуденного солнца и в сильный ветер при выставленных флагах о штормовом предупреждении. Они так дружно работали, что честное слово хотелось к ним присоединиться. Ежедневно они модифицировали способы траления сетками водорослей. Делились опытом с новичками и членами других аналогичных бригад, работающих в нашей бухте. Подбадривали друг друга. Я не знаю, сколько им платят. Наверное, не много. Но работали они на совесть! Я просто любовался этими ребятами. Мои симпатии к ним возросли еще больше после двух неожиданных происшествий.

Сначала на «наш» пляж зачастили некие спортивного вида молодые люди, которые дефилировали по кромке воды, будто по подиуму. Лица их были непреступно серьезны, глаза спрятаны за темными очками. Если сравнивать этих самодовольных позеров с жилистыми, сильными, открытыми и очень дружелюбными работниками пляжа, естественно предпочтение отдаешь последним.  Но дальше - больше!

Меня сильно озадачила старшая дочь, попросив меня сделать несколько ее фотографий для какого-то там стильного фотоконкурса в Интернете. Высказав дочери все, что я думаю по поводу и этого конкурса, и ее просьбы я поневоле стал присматриваться к окружающим меня людям на предмет их «стильности». И я сделал удивительный вывод.


В нашем отеле отдыхали представители десятка полтора стран Европы, канадцы и, может быть, жители каких-то  других уголков планеты. Отель больший и потому выборку можно считать достаточно представительной. Так вот, от силы процентов десять женщин хоть как-то попадают под навязанные обществу стандарты «красоты» и «стройности». И еще меньше процент совпадения среди мужчин. Но при этом, разве можно назвать оставшиеся девяносто процентов  некрасивыми? Нет! Ребята, очищающие море, как я писал уже выше, гораздо больше радуют глаз, чем эти самовлюбленные павлины с торсами как из модных журналов.



Но тем ни менее, сколько людей добровольно отдают себя под власть меньшинства! Ведь именно на этом и держится всесилье моды, что большинство, которому она недоступна, стремится любой ценой попасть в этот узкий круг «избранных». Или хотя бы показать, что оно каким-то образом к нему причастно. А между тем, все эти стандарты «привлекательности» и модные тренды  носят откровенно коммерческий характер и не имеют ничего общего с настоящей человеческой красотой.  Власть этих стандартов, навязанная рекламной и технологиями манипулирования, прививает людям комплексы неполноценности. И тем самым лишает уважения к себе и способности быть счастливыми.

Вспоминаются слова Байрона:

«А косность мысли, тирания моды
Покрыла Землю предрассудков тьмой
И человек лишен простой свободы
Судить и мыслить, быть самим собой…»
Отличная характеристика современной «демократии», когда меньшинство управляет большинством. Потому мне и нравятся греки и киприоты, что большая часть из них плюет на все эти манки, с помощью которых люди улавливаются в силки рабства. Они просто живут. Искренне улыбаются в ответ на твою улыбку. Угощают кофе просто потому, что ты одной с ним веры. Оказывают бОльшую, чем положено, заботу только потому, что так же, как и ты,  многодетны. Одним словом, общаются с тобой как человек с человеком.

"Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени" - в свое время сказал Уинстон Черчилль. В сознании большинства людей  укорено заблуждение, что демократия - это синоним народовластия. На самом деле все не совсем так, а даже и совсем не так. А сегодня это слово стало обозначать ровно противоположное изначально заложенному в него смыслу. Между прочим, заложенному теми же греками, только древними.

Отдых, демократия, труд

Previous post Next post
Up