То есть для ответа на эти вопросы обязательно необходимо разобраться с тем, кто же есть Человек. Надо бы написать «что же есть», переходя на язык понятий. Но предназначение Человека, как мы увидим ниже, настолько великое, что даже на понятийном уровне не хочется говорить о нем безличностно.
Итак, как я и анонсировал, предлагаю некоторые места из трудов святителя Игнатия Брянчанинова.
Святитель Игнатий был во многих отношениях удивительный, если не уникальный человек. Получив блестящее образование военного инженера, он, соприкоснувшись с подвижниками благочестия, решает оставить мирское поприще и посвятить себя служению Богу.
Пройдя непростой путь служения Отечеству, ближнему и Богу святитель оставил после себя богатое наследство трудов и писем.
Решающую роль в решении будущего святителя оставлить мiр сыграло знакомство с будущим старцем прп. Львом Оптинским. Тот же в свою очередь был учеником прп. Паисия Величковского. Подвижника, положившего начало переводу трудов отцов вселенского православия на русский язык. И по существу свт. Игнатия продолжил дело прп. Паисия по как бы сейчас сказали популяризации душеспасительных трудов. Но, конечно же, речь шла о гораздо большем, чем просто ознакомление монашествующих и мирян со свято-отеческим наследием.
И вот, с одним из трудов святителя, где он собрал учение святых отцов о Человеке я и предлагаю в некоторой степени познакомиться. Труд так и называется: «
Слово о Человеке»
Я ни в коей мере не претендую на роль толкователя трудов святителя. Я просто хочу выделить некоторые места, которые вызвали во мне особенно сильные переживания. И поделиться этими переживаниями. А так как я переживаю это и как христианин, и как человек, вовлеченный в общественную и политическую жизнь, то, конечно же, мои рефлексии не могут быть лишены обеих этих граней моего бытия. Конечно же, близость Праздника Праздников - Святого Христова Воскресения и предваряющей его Страстной седмицы, наложат свой отпечаток на все, что я буду писать. Но полностью уйти от «политики» я вряд ли смогу, так как это живая часть меня.
ВВЕДЕНИЕ «…смотрю на видимое нами великолепное и обширное мироздание - поражаюсь недоумением и удивлением. Повсюду вижу непостижимое! Повсюду вижу проявление Ума, столько превышающего мой ум, что я, созерцая бесчисленные произведения Его в необъятной картине мира, вместе не могу понять окончательно ни одного произведения Его, ни одного действия Его.
Среди предметов необъятного мироздания вижу и себя - человека. Кто я? Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования? Какая причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе? Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный. Являюсь и увожусь, как невольник. Более! Являюсь и увожусь, как творение. Живу на земле, не зная будущего. Мне неизвестно, что сделается со мною чрез день, чрез несколько минут. Постоянно встречаюсь с неожиданным. Постоянно нахожусь под влиянием обстоятельств и обстановки, которые порабощают меня себе.
С понятием о смерти соединено понятие о прекращении существования; но во мне живет убеждение невольное, естественное, что я - бессмертен. Чувствую себя бессмертным: постоянно действую из этого чувства. Умирающие при сохранении сознания говорят и действуют, как отходящие и переселяющиеся, отнюдь не как уничтожающиеся. Человек - тайна для самого себя».
Святитель Игнатий подымает вопросы, общие для любой концепции, мировоззрения и т.д.
Цель бытия. Кто скажет - в чем она?
Наш разум слаб, не долги наши годы
Мы близоруки, истина темна
Нам не доступен стал язык природы.
А косность мысли, тирания моды
Покрыли землю предрассудков тьмой
И человек лишен простой свободы
Судить и мыслить, быть самим собой
И мысль рождается бесправною рабой.
По-моему это Байрон, пишу по памяти. Очень близко к тому, о чем пишет святитель. Извечные вопросы. Именно поиск ответов на них и определят мировоззрение человека. Мы снова возвращаемся к уже описанному
Вызову осознания своей смертности.
И два эти вопроса переплетаются. Можно ли считать целью жизни и ответом на вызов смерти бесконечную череду рождения, то есть в каком-то роде воспроизводства себя? Я встречался с мнением, что да, и категорически с ним не могу согласиться. По многим причинам. Эта череда рождения может быть прервана, и тогда что происходит? Обессмысливается все прерванная цепочка? Нет! Это не ответ на вызов смерти, потому что она в конечном итоге побеждает. Но главное, где ответ на вопрос о цели бытия? Если она в потомстве, то кролики гораздо лучше отвечают этой задаче.
То есть для ответа на эти вопросы обязательно необходимо разобраться с тем, кто же есть Человек. Надо бы написать «что же есть», переходя на язык понятий. Но предназначение человека, как мы увидим ниже, столь великое, что даже на понятийном уровне не хочется говорить о нем безличностно.
Западный гуманизма, оформившийся в проекте Модерн, сводит человека к социализированному животному. И говорит, что сущности человека одинаково присуще и зло и добро. Зло - более глубинное содержание и потому оказывает большее влияние на человека. Его надо взять под контроль, и заставить служить добру. Индивидуализм, борьба всех против всех! Это надо сделать двигателем развития.
Если бы не это обязательность развития, то я бы вряд ли отнес такое понимание Человека к гуманистическому. Тем более что, отказавшись от развития, Модерн тут же породил фашизм. Мы это видели в первой половине прошлого века. Видим и сейчас.
«Злым началом я называю начало антигуманистическое. А гуманизмом - веру (да-да, именно веру!) в беспредельные возможности человечества, вставшего на путь благого восхождения»
пишет С. Кургинян в цикле статей «Судьба гуманизма в 21 веке». То есть поиск ответов на все те же вопросы с повестки дня не снят. Более того, ответы на них сейчас становится главными для будущего Человечества. Не получая ответов на эти вопросы, мир катиться к пост-человечеству.
Так, кто же такой Человек?
Следующая глава так и называется: «Определение человека»
Об этом завтра.