Я хочу задать снова тот вопрос, с которого начал.
Вы готовы оставить детям страну и мир таким, каковы они есть сейчас? Не страшно?
А если страшно, то можно ли сидеть и ждать прихода антихриста? Неужели церковь учит этому? Чтобы просто сидеть и ждать по своим «кельям»?
Вот вышла статья в нашей газете - «
О коммунизме». Статья на очень важную тему. Важную для всех: и для верующих и для неверующих. И для коммунистов и для не приемлющих данное мировоззрение. В статье поставлен вопрос ребром - если не коммунизм то что?
Ну, на самом деле! Оглянувшись на этот мир, ответим честно на вопрос - устраивает ли он нас? Хотим ли мы оставлять его ТАКИМ нашим детям? Разве не наблюдаем мы агонию некого проекта, который цепляясь за существование готов поставить под вопрос существования и нас и мира вообще?
А раз так, то мы не можем не задаваться вопросом, а что будет после?
Мы предлагаем коммунизм! И аргументируем почему.
Запад предлагает фашизм.
Что есть еще на повестке дня?
Буквально на днях ведя переписку с одним монархистом, я получил такой ответ. Верую в монархию, потому что верую в Бога. Вижу что не все могу объяснить. Что не имею ответов на все вопросы, связанные с тем, как же именно монархия может помочь России здесь и сейчас, да и вообще в будущем. Но верую, что монархия должна быть, потому что верую в Бога. И т.д.
Во-первых, монархия это не проект, а форма государственного устройства. Она была при всех общественно-политических формациях. Кроме того, как мы помним, Бог дал Израилю царя, уступив их настойчивым просьбам. До царей были судьи. А это совсем не одно и тоже. До судей были пророки. То есть, можно утверждать, что шло снижением градуса откровения в управление народом. И потому считать что царь (монарх) это нечто такое, что прям выше только Бог - неверно. Мне кажется, что это разновидность папизма. То есть того, что православие отвергает.
Но я не ради спора с монархистами все это пишу. Это так, пришлось к слову. Я хочу обратить внимание на то, что мой уважаемый
собеседник и брат во Христе попросту уходит от ответа. Я называю это православными прятками. И уверен, что и в данное теме, они будут превалировать в общении.
Условно их можно разделить на два приема. Хотя в сущности эти приемы (места) прятаться от ответов сводятся к одному. К чему, я скажу ниже. А пока сами места для прятолок.
Место 1 - святые отцы пишут/отцы сказали.
Ту происходит две явных подмены. Первая заключается в том, что святые отцы о коммунизме ничего не писали и не говорили. Он как-то выпал из круга тем, которому святые отцы посвящали свои труды. Святые отцы говорили и пороках/грехах, как личностных, так и вытекающих из общественных нравов и условий. Но разве они говорили об общественных формациях? И уж тем более ставили какие-то знаки равенства между этими формациями и грехом? Я такого не помню. Если это и делали, то никак не те столпы православия, которых мы относим к понятию «святые отцы».
Вторая подмена, заключается в том, что признав отсутствие некого освященного свыше мнения, надо разобраться - а что же за мнения выдается за таковые. И почему оно предлагается, как не подлежащее обсуждению мнение церкви? В самом деле. Раз это осуждение коммунизма не является высказыванием святых отцов, то это максимум теологумен, то есть частное мнение некого авторитетного богослова. Но ведь и это не совсем так!
Авторитетность мнения определяется авторитетностью говорящего именно в этой области. Это очень скользкое место! Авторитетный батюшка может оценить с точки зрения духовности конкретный поступок человека. Это несомненно. Но тут же речь идет не о поступках, а о концепциях и мировоззрениях.
Обычно тут возражают - по делам их судят! Это втрое место для пряталок. И о нем ниже. Я же, оканчивая разбор первого места, хочу, доведя все до абсурда, предложить, убегающим в это первое место начать ссылаться и руководствоваться мнением батюшек при выборе стоматологов, маляров, автомехаников и т.д. Если батюшка «по определению» разбирается во всем включая политологию, обществознание, историософию, разделы психологий, посвященные поведению больших групп люлей и целых общественных формаций, - одним словом во всем во всем, - то так, что же на их мнение не ссылаться во всех вопросах.
И тут есть и еще один подводный камень. Ну, хорошо, мне ответят, что батюшками руководит Бог. Я не спорю. А как быть с мнением батюшек отличных от мнения, осуждающих коммунизм и советизм? Как быть с тем же митрополитов Вениамином Федченковым, который побывав духовником врангелевской отступающей белой армии, после Великой Отечественной войны вернулся в СССР, и сказал - здесь мой народ, здесь моя церковь! Как быть с патриархами РПЦ (МП), которые сотрудничали с советской властью и окормляли советский народ? Ведь если бы вокруг них был сатанизм и ад, как это утверждают противостоящие коммунизму отцы, то все сотрудничавшие с СССР иерархи сотрудничали с сатаной!
Кстати это позиция РПЦз, которая и советский народ считает прокаженным, и РПЦ МП зараженной проказой советизма. И потому, вы вдумайтесь к чему приводит эта позиция, мы все должны быть лишена право на слово и на решение своего будущего. Мы в их глазах больны и потому недееспособны. Это кстати, очень близко к фашизму. И может быть не случайно многие окормляемые РПЦз эмигранты легко пошли на сотрудничество в фашистами, а потом с Западом, стремительно вбиравшем в себя фашистские идеи.
Стоп! Это мы скатываемся уже в политику. А текст не об этом. Одним словом, нет тут возможности спрятаться до конца. Можно говорить как дети, раз я не вижу проблемы (того самого воды), то и меня не видно! Но это извините, не по взрослому, и не по христиански.
Второе место - это справедливые во многом обвинения советской власти в гонения на веру и верующих.
Тут можно много делать разного рода оговорок. И о той предистории самой церкви, и ее нестроениях. О общем состоянии религиозности русского народа, да и вообще об общей для мира тенденции секуляризации. Но я не хочу. Да! Гонения были! Да новомученики и исповедники просияли в своем подвиге! Я скорблю вместе с церковью о репрессиях и горюю над поруганными святынями.
Но все же мы говорим немного другом! О большем, если позволительно тут что-то сравнивать. Это эпизод! Ужасный и страшный, но эпизод. Разве не было подобных эпизодов в истории нашего Отечества и в мировой истории?
Разве раскол 17 века не принес моря крови? Разве Петр на покусился на церковные устои? Разве его потешный синод не является глумлением на святынями? Разве его народ не считал антихристом? Все это было, но отчего-то и монархия не была проклинаема, и феодализм (как формация) и Модерн как проект.
Кстати Модернити утвердился в истории через две очень кровавые революции. И там, атеистические настроения, гонения на культ
и его служителей носили не меньший характер. Где же проклятия в адрес Модерна, буржуазии и буржуазного мировоззрения, братья православные? Отчего в одном случае по всему этому ставится приговор всему, а в другом считается это так, частностями?
Часто приводится фраза Спасителя «по плодам познается древо». Аминь! Давай те же по плодам судить будем? Только плоды же были разные. Были гонения и репрессии. Но они были и не только в России. Они были везде и всегда! Мы тут не уникальны! Как и коммунизм не уникален в своем приходе на место рухнувшего прежнего строя. Но кроме репрессия и гонения были ведь и иные плоды! Ведь так! Или не было? Почему они выводятся за скобки? Почему одни последствия привязываются намертво к коммунизму, а вторые напрочь от него отрываются?
Я понимаю почему! Потому что весь базис неприятия коммунизма создавали потерявшие все - эмигранты. Многие из которых кроме потери всего еще и приняли фашизм. А для фашизма коммунизм лютейший враг, как его полный антагонист.
Но почему это делают дети тех, кто был советским человеком? Разве они не видят что это настоящее предательство своих отцов и
матерей? Прямое нарушение заповеди почитания родителей своих!
Ну и еще одно. Допустим, что во всем они правы. Да советская версия, советская попытка построения коммунизм была наполнена многими и ошибками, и порою отрытыми богоборством и т.д. Но отчего ставится знак равенства между коммунизмом и этой попыткой? Это все равно, что поставить знак равенства между грехом и грешником. И глядя на очередь к исповеди заключить что православие убежище для злых, коварных, лицемерных и т.д. людей. Какая святость? Какие Небеса! Одни грешники!
Прости Господи!
Выше я сказал, что коснусь причин того, почему вообще люди ищут возможность спрятаться от ответов на эти вопросы. Вернее, почему они это делают понятно - страх ответственности вот и все. Еще лет пять назад, мнение о том, что православный может иметь активную гражданскую позицию было практически недопустимым. Почти что анафема! Но слава Богу ситуация меняется.
Как она меняется и в отношении оценки советского периода истории.
Патриарх высказался на эту тему. И слова его внушают надежду, что этот однобокий подход, пришедший к нам из РПЦз, отойдет в прошлое.
Но в целом, что означают обе эти позиции? И о недопустимости гражданской активности, и безальтернативность мнений в отношении СССР? Соглашение с такими подходами это отказ от Дара Божего, данной человеку свободы! Не в пошлом понимании либерализма, где свобода вседозволенность. Человек сотворен по образу и подобию Бога. И подобие наше заключается в том числе в этой самой свободе. Свободе выбора между правдой и ложью, истиной и обманом, добром и злом. Передача этого выбора кому бы то ни было и по какому бы то ни было предлогу - есть умаление заложенного в нас подобия.
Тут опять сколькое место! Конечно же отсечение своей воли - имеющаяся в церкви практика. Но для этого надо быть в монастыре, рядом с духовником и т.д. А когда ты сам решаешь, вот в этом я отсекаю волю и передаю вот этому авторитету. Вот в этом этому! А тут я сам! Это простите, не тоже самое! Это же кривляние! То есть простите мне братья во Христе, как раз то, что стремится реализовать диавол! Потому что, если бы ты действительно хотел бы отсечь свою волю в этих вопросах, то ты бы не судил о них вообще! Коммунизм?! Модерн!? Монархия? Прости брат, все это суета для меня. Без разницы! Все это мiр, а я ищу Небесного Иерусалима! Прости!
И последнее. Если СССР - «империя зла», а советизм - проказа, то стало быть 1991 год - год избавления? И теперь период ренессанса всего хорошего и высшего? Согласитесь, что после удаления больного зуба, должно настать облегчение! Но братья и сестры - его нет! Духовность, моральность, этичность в жизни умаляются. Не в вашей жизни лично, а в целом в обществе!
Я хочу задать снова тот вопрос, с которого начал.
Вы готовы оставить детям страну и мир таким, каков он есть сейчас? Не страшно?
А если страшно, то можно ли сидеть и ждать прихода антихриста? Неужели церковь учит этому? Чтобы просто сидеть и ждать по своим кельям?
Но это уже другой совсем пост. А другой раз…