Как и в случае Праздника Покрова, когда лишь для исповедующих Православие происходит соединение и с Чудом и с Историей, так и в случае с Программой «Дети России - детям Донбасса», так и в деле превращения официозного Дня Победы в личностное Событие для каждого человека в России, - все зависит только от нас самих.
Сегодня русская православная церковь празднует Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он не относится к тем, которые с одинаковым благоговением почитают все православные (и уж тем более иных вариантов) церкви. Особое почитание есть в нашей РПЦ, Греческой и Константинопольской церквей. И если с последними понятно, все такие речь идет о Живой Истории их метрополий и кафедр, то отчего же Русская церковь так чтит этот Праздник?
Во-первых, в Русской церкви исторически сложилось особое почитание Богородичных Праздников. Во-вторых, все-таки Московская Кафедра вышла из Константинопольской и всегда была в очень тесном общении, как с ней, так и с Греческой Церковью. А в третьих…Тут уже чисто мое мнение, хотя и опирающееся на созвучие с аналогичными в православной русской среде.
Но чтобы его изложить, надо сказать о том, в чем собственно событийная составляющая сути Праздника.
В 910 году Господь явил чудо избавление Константинополя от осады многочисленными войсками неприятеля. Помощи ждать было не откуда, своих сил для защиты города у визайнтийцев было недостаточно и оставалось только уповать на милость Бога и заступничество Пресвятой Богородицы. Множество народа собралось во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери, часть Ее пояса и головной покров (мафорий), и всю ночь просило помощи у Пречистой Девы. Один из бывших там, блаженный Андрей, духовными очами увидел Пресвятую Богородицу, идущую по воздуху в сопровождении сонма Ангелов, святого Пророка и Предтечи Иоанна, святого Апостола Иоанна Богослова и множества других святых. Она сняла с головы покрывало - омофор или мафорий - и простерла его над людьми и городом. Христа ради юродивый Андрей понял это, как знак заступничества Пречистой. Утром неприятель, уже готовый ворваться в город, безо всякой видимой причины изменил свое намерение и отступил.
Есть мнение, что стоящая у стен Константинополя рать была славянской. И что именно с этого похода начался процесс знакомства наших предков с православием. Согласно этому мнению, славянское войско отступило, увидев как над осаждаемым ими городом явилась Святая Дева Богородица. Некоторые идут дальше, утверждая, что вслед за этим на море разразился шторм, разметавший славянские ладьи с многочисленным воинством. Что к спасшимся и выброшенным на берег воинам явился блаженный Андрей и на их вопросы о гигантской фигуре Девы, виденной ими, провел по существу с ними первую миссионерскую беседу. И что, некоторые воины и даже княжеские дети, принимавшие участие в походе, приняли Христианство после этой проповеди.
Насчет всего последнего, у меня есть некоторый скепсис недоверия. Слишком уже все выходит приторно сладко. Но вот, что осадившие столицу рати могли иметь и славянские части, я допускаю. И тогда Праздник Покрова приобретает новую глубину и новое смысловое измерение. Неисповедимы пути Господни! И уж в храмах Киева, Владимира, Рязани и Москвы будут взывать к заступничеству Богородицы в годины нашествий монгольских орд.
Так мистическое начало Праздника плотно и неразрывно вплетается в исторические узоры истории твоего народа, твоей страны. И далекий Праздник избавления от врагов уже практически несуществующей столицы несуществующей уже империи становится близким и важным для тебя.
На этом можно были бы и остановится, но вот «странность», почему-то в последние дни я несколько раз столкнулся с подобными временными и метафизическими связями. Я уже не раз описывал такие «странности» в своей жизни и не считаю их за таковые.
Изучая опыт участие нашей организации в проекте «
Дети России -Детям Донбасса» и формируя предложение принять в ней участие и школе, где учатся двое моих старших дочерей я увидел две вещи.
Первая заключалась в том, что это не умствование и не следствие идеологизированности подхода, а самая что ни на есть правда, когда говорят о неразрывной и живой связи трагедии Донбасса 2014 года с Великой Отечественной войной.
Не то, чтобы раньше я не видел этой связи, и не понимал ее важности. Но вот прочувствовать до всей глубины своей души я смог только сейчас, когда осознал что есть другие дети, лишенные всего того обычного и привычного, что есть у моих - мира, как фона своей жизни. Есть дети, живущие в прифронтовой полосе. И фронт этот проходит опять между фашистами и антифашистами. До этого, я все это понимал, но пропустив через себя, свое отцовское сердце боль этих донбасских детей я это прочувствовал. Видимо до этого, ужасаясь это реальности, я не позволял ей стать безусловной. А теперь она такой стала.
Второе мое открытие было в том, что наши дети и дети Донбасса не видятся нашему общественному сознанию единым поколением наших детей. Есть дети там и дети тут. Сами дети считают так, их родители и вообще почти все допускают это разделение. И этот разрыв меня угнетает. Ведь тот фронт, который прошел через жизни этих детей, их города и то, что мы называем малой Родиной, на самом деле лежит кровоточащей раной на теле нашей общей Родины - России. И даже если согласится на приравнивание России и РФ, то Донбасский фронт это фронт войны с Россией. И тогда живущие там дети - наши дети, живущие в условиях нашей войны.
Будущий год станет годом Празднования 70-летия Победы нашего народа в Великом сражении против фашизма. Но, к сожалению, эта Победа не стала победой над самим фашизмом. И вот снова по телу нашей Родины пролегли раны фронтов. И опять какая-то живая ниточка протянулась через года.
Победа в той Великой Битве далась нашей Стране ценой величайших потерь. Я в этом еще раз, но совершенно по новому
убеждаюсь, читая дневники потрясающего Человека,
Героя Советского Союза Евгении Максимовны Рудневой. Хотя, к моменту ее героической смерти ей было всего 24 года. Так что можно говорить просто о прекрасной девушке Жене Рудневой.
И вот, читая ее дневники, я вижу не обелиски, не высокие и правильные слова на могилах героев, а ее саму. Вижу ее взросление, ее сомнения и радости. Вижу свою Страну ее глазами. Вижу и Войну через участие в ней Жени Рудневой.
Вижу и некое созвучие (именно созвучие, на большие аналогии пока я решиться не могу) отдельных движений горячей и чистой натуры Жени с тем, что я встречаю и среди моих товарищей по организации РВС и «Сути времени». Я потому так аккуратно и пишу - созвучие, отдельные движение - чтобы быть понятым правильно. Поколение Рудневой и вообще советской довоенной молодежи были цельней и сильнее нас. Но вот, читаешь и чувствуешь некое родство с тем, что ее радует, огорчает, впечатляет и т.п. Видишь что есть нечто общее в том, что заставляет часть современных молодых людей преодолевать свою атомизированность, неуверенность в себе и недоверие к другим, ради общего Дела. И в том, что было атмосферой, в которой вырастали такие Гиганты Духа как Руднева. Есть и здесь некая живая нить времен.
Но, как и в случае с детьми Донбасса, все это настоящее и живое оказывается как-то в стороне от жизни моих детей. Ну, есть улица в честь Жени Рудневой в нашем СВАО. Есть официоз, посвященной вообще героям ВОВ (сознательно пишу этим канцелярским языком). Есть и «позиция» по Донбассу нашей машины пропаганды. А за этим всем живые нити наших связей и с нашим народом, оказавшимся в прифронтовой полосе сейчас и с теми, кто прошел этот ад 70 лет назад и добыл Победу - нити эти теряются.
Как и в случае Праздника Покрова, когда лишь для исповедующих Православие происходит соединение и с Чудом и с Историей, так и в случае с Программой «Дети России - детям Донбасса», так и в деле превращения официозного Дня Победы в личностное Событие для каждого человека в России, - все зависит только от нас самих.
Сможем ли мы найти эти живые нити связи, уплотнить их и сберечь - от этого зависит будущее нашей страны.
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом
и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,
спасти души наша.