О видение контекста 2

Sep 24, 2014 09:21


Увидеть в человеке, несмотря на его недостатки Человека и помочь обрести ему самому это видение - вот задача и святого и педагога и каждого гражданина по отношению к своему ближнему. На примере двух великих личностей: прп Силуана и А.С. Макаренко небольшой рассказ об этом.

Сегодня православные чествуют удивительного святого и подвижника преподобного Силуана Афонского (в миру - Семён Иванович Анто́нов; 1866, село Шовское, Шовская волость, Лебедянский уезд, Тамбовская губерния - 11 [24] сентября 1938, Афон) Крестьянин, отслуживший в царской армии и по благословению св. пр. Иоанна Кронштадтского принявший монашеский подвиг на Афоне.

Богословы спорят относительно каноничности его мыслей, изложенных в дневниках. Но сама его жизнь без сомнения может быть отнесена к категории святости.

Книга о преподобном Силуане  была первым образцом православной литературой появившейся в семье моих родителей. И потому я могу смело говорить, что первый мой шаг к Церкви я начал именно с нее.

Одним из многих удивительных качеств этого святого было умение видеть тот самый контекст, о котором я писал вчера. Это качество присуще почти всем святым, с житиями которых я знаком. На память приходят сразу прп Серафим, тот же св. пр. Иоанн, блаженный батюшка Паисий Святогорец, не прославленный в лике святых но производящий неизгладимое впечатление игумен Никон Воробьев, приснопамятный  архимандрит Кирилл Павлов.Этот список можно продолжать еще долго. И кстати все кроме прп Серафима, почти или наши современники и потому относится к их опыту, как к чему-то былинному и недоступному по крайней мере странно.

Но сегодня мы чтим память прп Силуана и потому слово о нем, или даже лучше сказать слово ему.  Ниже я приведу фрагмент из  книги о преподобном, описывающих как раз умение видеть в человеке Человека.


Невозможно не отметить одну замечательную черту в характере старца, а именно о его отношении ко всякому несогласному и инакомыслящему. Самым искренним и глубоким бывало его желание понимать такового в наилучшем возможном смысле и не оскорблять в нем того, что для него свято. Он всегда оставался самим собою; он до последней степени был уверен, что «спасение во Христовом смирении», и в силу этого смирения он всей душей хотел понимать всякого самым добрым образом; в каждом человеке он чутко воспринимал его одушевленность, его способность любить Христа.

Мы знаем о беседе старца с одним архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, еще молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал:

- Я им говорю: ваша вера - блуд, у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

- А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?

- Это-то они веруют.

- А Божию Матерь чтут они?

- Чтут, но они неправильно учат о Ней.

- И святых почитают?

- Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?

- Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?

- Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие.

- Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера - блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостию Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает, а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы.
Архимандрит Софроний (Сахаров) "Старец Силуан Афонский. Писания старца Силуана"

Кстати, если предположить, что такое «умение» только удел монахов и святых, то можно сильно ошибиться. Вчера мой товарищ рассказывал о еще одной потрясающей личности А.С. Макаренко.
Вот фрагмент «О том, как Антон учился "сдвигать горы"», рассказывающий практически о том же, что о беседа преподобного:

Сидим мы с ним на скамейке. Подходит оборванец.

- Баре, подайте на кусочек хлеба.
- Да ведь не на хлеб, а на водку тебе нужно, - говорит ему Антон.
- А ведь правда, барин! Как же ты моё нутро увидел? - удивился попрошайка.
- Вот тебе трёшка: купи, сколько требуется, а сдачу принеси, - последовал ответ.
Взял человек трёшку, как-то внимательно, будто впервые видя, осмотрел её, потом посмотрел на удивительного “барина” и пошёл. Не поспешил от нас, как-то тяжело поплёлся, не пряча деньги, а всё время держа их навесу. Человек скрылся, а я напустился на “барина”, назвал его сумасшедшим. Улыбаясь, барин сказал мне, что в Священном Писании есть замечательная мысль: Если с верой сказать горе, чтоб она сдвинулась с места, она сдвинется. Вот я, мол, и хочу научиться “сдвигать горы”. …
Словом, сидим мы, беседуем на эту тему и видим: человек, получивший деньги, поспешно идёт к нам.
- Барин, возьми, пожалуйста, свои деньги, - с какой-то болезненной гримасой произнёс вернувшийся человек, протягивая бумажку.
- Почему же ты не выпил?
- Выпил!.. “Напоил” ты меня, барин: все мозги жгёт. Спасибо! Всю жизнь помнить буду! Возьми, пожалуйста! - настаивал он.
Я посмотрел на Антона Семёновича - он сиял!..
- Денег я не возьму: они же Вам, (уже Вам!) очень нужны, а у меня это не последние.
- Да, деньги…мне…нужны, - понурив голову, с паузой после каждого слова сказал человек и, помолчав, добавил, - на вокзале…у меня…ребёнок…
Мгновенно достав кошелёк, Антон дал ему ещё одну троячку. Дал что-то и я.
Человек настолько был обескуражен, что даже не сказал “спасибо”, а поочерёдно посмотрел на нас, молча поклонился и медленно ушёл в сторону вокзала.
- Видал? - волнуясь, спросил меня “чудотворец”.
- Видал.
- Понял?
- Не совсем, признался я - следовало бы проверить.
- Не смей! А, впрочем, дети во всём должны убеждаться экспериментально,- смеясь, сказал он.
Я не обиделся за сравнение, но не удержался от проверки: интересно ведь как!
У здания вокзала сидел наш знакомый, с ним женщина и двух-трёхлетний ребёнок. Взрослые жадно ели хлеб, запивая горячей водой, у ребёнка в одной руке была колбаса, в другой - длинная конфета в полосатой обёртке” (7, с. 24-25).
Вот тебе и Тоська-горчичник! Вот тебе и Ростик! Вон как горы двигает!

Велик труд - восстанавливать в человеке Человека. Но и награда велика! А главное что без этого невозможно ничего создать: ни семью, ни приобрести настоящих друзей, ни строить свое Отечество.

Вот буквально вчера получил «отповедь» от члена КПРФ. Как он сам написал, притом очень самонадеянно, что я был высечен.
Вспомнив рассказа о преподобном и Антоне Семеновиче хочется пофантазировать и представить себе как мог бы пойти разговор
- Вот вы за коммунизм?
-Да!
Вот вы за построение в России справедливого общественного устройства?
-Да!
- Вы же за защиту Новороссии от поднявшего на Украине фашизма?
-Да!
-И делаете что-то конкретное для всего этого?
-Да!
Какие вы молодцы! Но вот в том-то и том-то мы считаем что вы ошибаетесь…И т.д.
Но нет! Товарищ представил мне список аж из 12 пунктов обвинения, причем совершенно голословных, по полному подобию с тем, как это делал старец миссионер (да простит меня старец за такое сравнение) и посчитал что великая заслуга его перед Отечеством, что он (а в его лице КПРФ) высек меня (а в моем лице «Суть времени»).
И смешно и грустно…

Но ведь в политических баталиях не все же их участники занимаются лишь такого рода самоутверждением! Ведь многие и я надеюсь, что принадлежу к их числу, искренне переживают за Отечество. Отечество в опасности! А в ответ  -попытки тебя высечь.
Странная логика для патриота…

Но вернемся к горнему из нашего дольнего.
Помолимся преподобному отце нашему Силуану!


Смиренномудрия исповедниче предивный
и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,
Богу возлюбленне Силуане,
о подвизе твоем Церковь Российская радуется,
иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,
веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются.
Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,
во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

КПРФ, политика, Макаренко, Суть времени, прп Силуан Афонский, контекст

Previous post Next post
Up