Jul 09, 2013 08:23
Платоновское «благо» - и знание, и бытие. По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещение в себе противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию, так как оно - их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию.
Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между ними обоими (см. Госуд., V 478 C - D).
В отличие от мнения, знание есть потенция, некий особый род существующего, характеризующий направленность ; знание направляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающее иное.
В отличие от идей, математические предметы и математические отношения постигаются, согласно Платону, посредством размышления или рассуждения рассудка. Это и есть второй вид знания. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть, и то недостоверно, лишь гипотетически.
Дело в том, что по Платону, математические объекты родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи, неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире.
(В. Асмус, Античная Философия)
Асмус В.,
цитаты,
Платон,
Античная философия