Mar 19, 2013 08:48
Рабочее время и количество производительного труда, необходимые для жизни общества, зависят от количества нуждающихся в средствах существования людей, то есть от общего количества потребителей и потребительских «корзин», от потребительной силы общества. Объем необходимого рабочего времени, в свою очередь, находится в зависимости от другой потребительностоимостного фактора - производительной силы общества. Последняя во многом определяет численность занятых производительным трудом, и следовательно, объем необходимого рабочего времени данного общества. (От закона стоимости к закону потребительной стоимости)
Возникает, однако, вопрос: не будут ли эти затраты, взятые по отношению к потребительной стоимости, ее мерой, измерением, то есть нельзя ли потребительную стоимость измерять этим же затраченным трудом (как и стоимость), но лишь с той разницей, что он затрачен по условиям потребления, а не производства. (От закона стоимости к закону потребительной стоимости)
Такое утверждение будет неправильным, оно сводит потребительную стоимость к стоимости и возвращает к закону стоимости. Но это не значит, что эти два закона нигде не пересекаются, что закон потребительной стоимости не содержит в себе в снятом виде отрицаемое стоимостное отношение продукта к созидающему его труду, и наоборот, что требования потребительной стоимости затрачивать труд, необходимый лишь по целям потребления (лишнее, не потребленное пропадает), не учитывается в законе стоимости. К тому же оба закона имеют общее основание - труд, затраты которого должны учитываться в любом обществе. (От закона стоимости к закону потребительной стоимости)
Вторым, более глубоким определением закона потребительной стоимости является выражаемый им принцип превышения результатов труда над его затратами. Если закон стоимости зиждется на принципе эквивалентности общественно необходимых затрат и стоимости товара, то закон потребительной стоимости в своем сущностном определении базируется на противоположном принципе - труд по условиям производства потребительной стоимости не равен, не эквивалентен не только труду по производству стоимости, но и по созданию потребительной стоимости.(От закона стоимости к закону потребительной стоимости)
…движение стоимости находится в отношениях обратной пропорциональности как с ростом производительности труда, так и с возвышением потребностей. И, наоборот, соответствие производства и потребления достигается тогда, когда потребительная стоимость продукта превышает затраты труда на его производство. Этого рода диспропорциональность (неравновесность) как раз и обеспечивает пропорциональность производства и потребления, поскольку здесь осуществляется возвышение потребностей и их удовлетворения при минимизации трудовых затрат. (От закона стоимости к закону потребительной стоимости)
Фонд Рабочей Академии,
Закон потребительной стоимости,
цитаты