Ни в коей мере я не предполагаю сделать это исследование неким самооправданием. Во мне, как мне кажется, эти две сущности и мировоззрения уживаются достаточно мирно и гармонично. Причиной тому может являться относительно небольшой путь, который я прошел по объявленным направлениям. И если между ними есть разнонаправленность, то видимо, пока еще мною не выявлена, ноги, так сказать, не разъехались, при попытке устоять на обоих путях сразу.
Ни в коей мере я не претендую на полноту и окончательность моего исследования по причине того, что я прекрасно понимаю, каков мой предел, ну и опять же величину моего задела (см выше).
Но! Я чувствую потребность вынести это на обсуждение, так как симбиоз этих двух мировоззрений мне вслед за Кургиняном видится действенным выходом из мировоззренческого тупика, и разобщенности в которых ныне пребывают силы, считающие себя патриотическими. Все помечены «ярлыками» на княжение в «своих» вотчинах. А так же четко установлены границы этих областей и выход за их пределы или их взаимопроникновения (то есть разного рода синтез и сотрудничество) рассматривается жителями отдельных вотчин как заведомо преступное и невозможное действо. Почему невозможно? Почему преступное? Кто и когда, а главное, зачем так решил? Можно ли переступать эти рубежи, если этого требует дело спасения страны? В общем, вопросов много, а ответов я не вижу. Вот потому-то я и решил эти заняться.
И прежде чем преступить к изложению основных мыслей на заданную тематику, я хочу определиться в терминах.
Под левостью я подразумеваю «исповедание» такой формы общественного и социального
устройства общества, которое отчасти было реализовано в СССР и базировалось на общественных средствах производства, истиной диктатуре рабочего класса и переходу на закон потребительской стоимости. Одним словом, «идеальный коммунизм». Как видите, я оставляю пока в стороне его материализм и точно вывожу из рисунка «идеального образа» атеизм. Кургинян называет это Сверхмодерн. Я сталкивался уже с мыслью, что сверхмодерн не равен коммунизму. Что я могу сказать на это? Если у кого есть свои конструкции будущего, в которых оно вырисовывается несколько на иной платформе, флаг ему в руки. Я ведь не создаю некую концепцию или Проект, я лишь письменно осмысляю свой опыт и в нем сверхмодерн = коммунизму. Это и логично, так как если рассматривать восходящее развитие человечества в сфере отношений к производительным силам, так и вытекающим из этого отношения общественного устройства, то я затруднюсь указать, что может заменить именно, как следующий прогрессивный этап, общественное владение средствами производства. Кто может, тот пусть и разбирает свои концепции как ему угодно. И я не стою на точке зрения, что надо рассматривать все, что происходит в указанной сфере развития человечества со знаком минус, мол, все прогрессивное у нас позади. Позади где, насколько далеко позади и почему именно там? К тому же это противоречит моему представлению о «человеке», как творении Божьем. Такой подход лишает его творческого начала, устанавливая ему потолок в своем развитии. Вот мы и подошли ко второму веслу лодки, которую я хочу укрепить в ее плаванье.
«Христианство» с одной стороны понятие, которое «ясно» всем, но с другой стороны (чаще всего атеистической) трактуется как угодно, но точно не в соответствии с ее живой сутью. Позволю себе краткое и авторское определение: христианство - это жизнь (а не учение) в подражании Христу, со Христом и во славу Христа. Так же кратко (без претензии на полноту) раскрою свою формулу: жизнь - потому что цель учение именно Жизнь и при этом вечная, а не набор знаний; Христос есть Новый Адам, в котором соединение Бога и человека было максимальное, и так как мы («человеки») призваны именно к этому соединению, то устремление себя к Новому Адаму (связи Бога и человека) естественная и единственная цель; достичь этого единства человек может только с помощью и только Бога и потому требуется быть со Христом; а раз твоего труда в этом процессе, что кот наплакал (конечно же в сравнении с получаемым результатом, так как труд и тяжелый, порою героический нужен), то вся слава за результат должна достаться не человеку. Это очень коротко и достаточно условно. Все остальное: Писание, Предание, учения, каноны, обряды, Таинства - средства этого жизненного процесса.
И раз христианство - это процесс, то, стало быть, он развивается в неких условиях: буквально - душа живет в теле, телу нужна пища. Кроме того человек нужен социум, а социуму законы существования в нем человека. К тому же совершенно не все равно, в какой среде человек начинает и осуществляет свое восхождение: одно дело в среде парализующей и препятствующей этому процессу, а другое дело в способствующей. И хотя мы знаем, что Богу возможно все, но все такие было бы крайне опасно махнуть рукой на среду тебя окружающую. Как тут не вспомнить «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых…» или «дурные сообщества развращают добрые нравы». А среда человека - это наше общество, страна, государство. Одним словом путь к Небесному Отечестве мы начинаем в земном и потому «справедливое» и «разумное» благоутройство его никак не противоречит устремленности к Первому, конечно же при условии сохранения иерархии гражданства. Взял в скобки обе характеристики земного Отечества, так как понимание этих терминов у христианина и атеиста может быть различно, в той или иной степени. Спорить и определяться с ними пока не стану, а может, повезет и не потребуется.
А теперь можно перейти и к следующему вопросу, который надо рассмотреть перед разговором по сути, хотя частично уже затрагивающему ее. Левые убеждения предполагают оценку первой попытки реализации Сверхмодерна в нашей стране, а именно в части касающейся отношений государства и церкви. Действительно, как не крутись, а от факта массовых репрессий со стороны первопроходцев левых идей и строителей Сверхмодерна-1 по отношению христианам обойтись не получится. Современные левые считают себя продолжателями дела начатого в октябре 1917 года, и потому рассматривая вопрос совместимости левости и христианства требуется «примирить между собой жертву и палача». Как это сделать? Простыми извинениями и признанием того, что это была трагическая ошибка тут не обойтись. Во-первых, встанет вопрос об искренности этого парадигмального поворота у левых. А они точно так думают, а не заигрывают с христианами, продолжая свою игру кошки-мышки? Если они искренни, то требуется разобраться как с тем, не заложены ли причины конфликта левых и христиан в их учении, так и с тем есть ли у нас (христиан) с ними (левыми) перспективы участия в Сверхмодерне на равных условиях? Есть ли у нас общие задачи, цели, взгляды на будущее? Если общие подходы к достижению этих задач и целей? Не являлись ли те отвратительные страницы нашей совместной истории в прошлом веке отступлением от истинного или хотя бы выбором одного из множества возможных путей развития левого проекта, или гонения на церковь и веру были единственно возможным сценарием попытки построения коммунизма в России?
Как много вопросов? И на все надо отвечать. Так начнем же.