Nov 13, 2012 10:19
Не за землю шел спор, но за первородство, избрание и благословение. Намечалась одна из первых религиозных войн - война между Иаковом и Исавом, ибо оба они претендовали на первородство…первое убийство на земле также было совершено по религиозным мотивам. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 292)
…становится понятным, почему Иаков обращается к вновь обретенному им брату с такими словами: «…если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар от руки моей…» (Быт. 33,10). Духовному человеку есть чем одарить человека плотского…(Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 293)
«…Прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божье, и ты был благосклонен ко мне…» (Быт. 33, 10). Здесь в оригинале употреблено то же слово «элогим» в значении «ангел»…Иначе говоря: «Я увидел лицо твое радостным при нашей встрече, так как я увидел перед этим лицо ангела твоего и побелил его». Ибо теперь Иаков понял, с кем он боролся и чему обязан переменой отношений с братом. Одолев ангела, он просил его: «Скажи имя твое». И мы помним, что ангел не открыл ему своего имени. Но теперь, встретив брата (а ведь прошло больше двадцати лет, и брат очень изменился), Иаков видит черты его лица и понимает, с кем он боролся…По преданию ангел-покровитель человека схож с ним лицом.(Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 293-294)
Имя «Йисраэль», Израиль, образовано из двух слов: «сара» - «бороться», «сражаться» (форма «йисра» означает «[он] будет сражаться» и «Эль» - «Бог». Израиль - «воин Божий», тот, кто с помощью Бога побеждает и ангелов-покровителей злых сил, и подвластных им людей. Другое значение глагола «сара» - «властвовать», поэтому Израиль - также и «князь Божий». (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 294)
В то же время слово «йеш» означает «сущность» «бытие», а «шар» значит «поющий». Израиль - это «сущность, воспевающая Бога». Но третья и четвертая буква имени «Йисраэль» , «реш» и «алеф», указывают еще и на глагол «раа» - «видеть». Соединяя все значения, перечисленные нами, получаем «сущность сражающаяся, властвующая, поющая, видящая Бога» - вот что такое в духовном смысле Израиль (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 294)
…еще одно значение данного имени: «йашар» означает «прямой», «праведник». Израиль - это «праведник Божий». Но можно перевести и по-другому: «праведен Бог». (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 294)
Но есть еще один глубочайший прообразный смысл у имени «Израиль». Израиль символизирует внутреннего человека…если мы вновь рассмотрим имя «Иисраэль», разделив его на несколько частей: «йеш сар/шар роэ Эль», т.е. «сущность властвующая, поющая, видящая Бога», то мы узрим те ступени духовного роста, которые последовательно должен пройти наш внутренний человек, чтобы достичь состояния, о котором Иисус Христос сказал: «Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 297-298)
…когда говорится, что не может человек видеть Бога, иначе он умрет, имеется в виду человек в падшем состоянии, человек внешний, человек плотский или душевный - тот, который все духовное почитает безумием (1Кор. 2,14) (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 11, 299)
Израиль,
цитаты,
Щедровицкий Д.В.,
Иаков,
внутренний человек,
Введение в Ветхий Завет,
Исав,
правденость,
первая религиозная война