С РОЖДЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
***
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженный в натре своем. (Быт.9, 2-21) Ища объяснения этому эпизоду, мы должны помнить, что Ной - праведник, единственный, удостоившийся со своей семьей спасения от потопа, святой, пророк, которому были открыты будущие события. Поэтому трудно представить себе, что он в буквальном смысле «напился допьяна». Гораздо правдоподобнее, в связи со сказанным выше, предположить, что он испытал сильный и глубокий молитвенный экстаз при общении с Богом и пребывал в тот момент в состоянии пророчества. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 125)
…самого Хама не мог Ной проклясть, потому что Бог, при выходе из ковчега, благословил и его в числе остальных сыновей Ноя. А кого Бог благословляет, того проклинать запрещено. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 127)
…От семитов распространилось Богопознание: все три великое монотеистические религии - иудейство, христианство и ислам - получили начало среди потомков Сима (иудейство и христианство - среди народа еврейского; ислам - среди народа арабского, тоже восходящего к Симу). Таким образом, Симу, в соответствии с его именем - Шем («имя», «слава»), было вверено познание имени Божьего («га-Шем»-«имя Божье») и возвещение народам славы Божьей. Сим есть провозвестник истинной веры, высшей духовной жизни, он - человек духовный. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 128)
Иафет стал предком индоевропейской семьи народов - огромной, игравшей доминирующую роль в мировой цивилизации в течении многих веков. Эта семья народов распространилась по свету, как никакая другая, и до сего дня занимает в мире первенствующее положение. Сына Иафета, древние арии, населяли Иран и Мидию и в половине II тысячелетия до н.э. покорили Индию. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 128)
…пророческий дар дается людям чистым, приготовленным, и Дух Святой обитает в чистых сосудах - это много раз сказано и в Ветхом Завете, и в Новом. Поэтому только аллегорические толкование «опьянения» Ноя, о котором мы говорили, может совмещено с тем великим и точным пророчеством, которое он произнес сразу после своего пробуждения : Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его. Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь, Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; Да распространит Бог Иафета, и да поселится в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. (Быт. 9,24-27) (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 130)
Интересно, что библейские имена содержат также возможность прочтения их наоборот, с конца, или путем перестановки букв. В нашем случае такое прочтение может указывать на то, что угрожает каждому из сынов Ноевых, если он не осуществит возложенную на него задачу, станет жить «наоборот», противясь своему призванию. Прочитав с конца имя «Шем» («Сим»), мы получим слово «Маш», от глагола «муш», что значит «сдвигаться с места», «уходить», «исчезать», «отставать», «переселяться», «выселяться»: потомков Сима, если они изменят своему предназначению, ждет выселение и переселение, как, например, это неоднократно случалось с сынами Израиля. Прочитав имя «Хам», мы получим слово «мах», от глагола «маха», что значит «стирать», «изглаживать», «истреблять», «уничтожать». Государство, создавшиеся, например, потомками Хама в Африке, часто бывали недолговечны и исчезали, как только их жители погрязали в беззакониях. Если переставить буквы имени «Иефет» («Иафет»), то получится слово «пэти», что значит «простец», «глупец», «неразумный», «недальновидный». Потомки Иафета, если они изменяют своему призванию «распространяться» в познании и умножать красоту в мире, становятся «глупцами», способствующих собственным злоключениям в сферах духовных и социальной.
Итак, если человек изменяет своему призванию и осуществляет его «наоборот», то «имя» - его судьба - начинает «читаться наоборот»… (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 131)