Sep 20, 2012 10:09
Со стиха 9,4 начинается перечисление семи заповедей, данных сынам Ноевым. Первая из них, в порядке их расположения: «…плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте…» (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 121)
…второй заповеди сынов Ноевых, которая заключает в себе запрет убийства и запрет насилия, ведущего к убийству: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию…» (Быт. 9,6) В прочитанном стихе содержится и третья заповедь, данная сынам Ноевым: предписание учредить праведный суд. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 122)
…четвертая заповедь, данная сынам Ноевым, которая закрепляет законное размножение потомков Сима, Хама и Иафета в рамках уже сложившихся к моменту потопа (Быт. 7,13) и вновь возникающих семейств. «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». (Быт. 9,7) (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 122)
Пятая заповедь, запрет грабежа и воровства, содержится во втором стихе читаемой нами главы…Путем «заключения от частного общего» отсюда делается вывод о защите права собственности на любое имущество…Таким образом выражение «…в ваши руки отданы они…» свидетельствует о легитимизации права частной собственности. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 122-123)
Еще две заповеди вытекают из основ самого завета: первая из них (и шестая из семи) - это предписание верить в единого Бога, спасшего Ноя, запрет поклонения каким-либо иным богам. Из сказанного вытекает и запрет кощунства, поругания имени Божия - седьмая заповедь. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 123)
«Знамением завета» объявляется радуга - видимо, после потопа атмосфера Земли изменилась: исчезла «скорлупа» - та оболочка, о которой мы говорили, описывая второй день Творения…Кроме того, радуга содержит в себе семь цветом, побуждая в людях напоминание о семи заповедях сынов Ноевых. Есть в ней и указание на семь основных заветов, соответствующих Семи Дням творения. Вот эти семь заветов: завет с Адамом, завет с Ноем, завет с Авраамом, завет с народом израильским, заключенный при Моисее, завет с Давидом, Новый завет Иисусу Христа и, наконец, Вечный завет, в который предстоит войти человечеству в будущем, уже в Царстве Божьем (ср. Ос. 6,7; Быт. 9,8-9; 17,1-7; Исх. 24,6-8; IIЦар. 23,1-5; Мф. 26,28-29; Иез. 37,26-28) (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 123-124)
Бог заключая «вечный завет» между собой и между «всякою душою», свидетельствует этим о том, что все «души живые» бессмертны. Ибо обе стороны, заключая вечный завет, должны тем самым существовать и присутствовать всегда…(Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 124)
Вспоминая о предках человечества - Симе, Хаме и Иафете - сохранились в памяти многих народов. Например, в предании древних греков Иафет (Япет) - это отец титана Прометея; народы Ближнего Востока передают легенды о «Саме и Хаме» - прародителях белокожих и темнокожих жителей своего региона. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 124)
…Сим «Шем» - «имя», «слава»; Хам «Хам» - «жар», «страсть», «горячность»; Иафет «Йафет» - «красота», а так же «растространение», «расширение»…Еще одно имя, которое здесь упоминается, «Ханаан», «Кенаан», происходит от глагола «кана» - «покоряться», «унижаться», «подчиняться». Таким образом, «Ханнан» означает подчиненный. (Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий Завет, Лекция 5, 124)
Иафет,
Введение в Ветхий Завет,
Хам,
Сим,
Ной,
Щедровицкий Д.В.,
Завет Бога и человека