Минобороны - это министерство капитуляции

Oct 26, 2012 15:32


В среду, 24 октября, на закрытом заседании Государственной думы в рамках «правительственного часа» выступил министр обороны РФ А.Э. Сердюков.
Мы попросили депутата-коммуниста, члена Комитета ГД по обороне В.Н. ТЕТЁКИНА поделиться своими впечатлениями об отчёте министра.
- Чем была вызвана необходимость проведения закрытых слушаний?
- В принципе это нормальное явление, когда отчёты членов правительства, занимающихся вопросами национальной безопасности, проходят в закрытом режиме. Однако после выступления г-на Сердюкова у меня возникло сильное сомнение: нужно ли было держать его выступление и дискуссию по нему в тайне? Дело в том, что единственным разделом выступления министра, который хотя бы с натяжкой можно отнести к разряду секретных, была оглашённая им информация о количестве и сроках закупок вооружений и военной техники.
Да, во времена СССР такие сведения относились бы к категории совершенно секретных. Но сегодня эта информация стала практически общедоступной. Откройте любое издание, специализирующееся на военных вопросах, и вы найдёте там самое подробное описание контрактов, которые Минобороны планирует заключить или уже заключило. Причём информация исходит зачастую из самого военного ведомства, которое любит похвастаться масштабами запланированного перевооружения армии, авиации и флота. Кстати, цифры обещанных поставок в армию современных систем оружия и цифры реальных поставок очень сильно отличаются. О перевооружении говорят уже много лет, а воз и ныне там. Никакого качественного перелома не происходит. Армия по-прежнему вооружена системами ещё советской разработки. Так что секретить тут, по сути дела, было нечего.
- Что же было тогда в центре внимания министра?
- После длинного перечня вооружений и военной техники, которое военное ведомство собирается закупать, г-н Сердюков перешёл к делам сугубо хозяйственным. Он подробно рассказывал о проблемах ценообразования на продукцию военного назначения, о распродаже недвижимого имущества, много говорил о строительстве и ремонте жилья, о подготовке к зимнему отопительному сезону, о планах резкого сокращения числа военных городков с 7,5 тысячи сейчас до 300 в ближайшем будущем.
Содержание выступления министра обороны имело, можно сказать, «бытовой» характер. С таким докладом мог бы, например, выступить его заместитель по тылу.
- Чувствуется, что вы испытываете неудовлетворение речью министра. А чего, по вашему мнению, в ней не хватало?
- В этом выступлении не было самого главного: оценки характера и уровня внешних угроз Российскому государству, степени готовности Вооружённых сил РФ к отражению этих угроз, проблем, которые возникли в ходе реформирования армии и способов решения этих проблем. То есть не было вопросов военно-стратегического характера, которые должны были быть в центре внимания парламента и правительства.
Самое поразительное в этом выступлении было то, что только в конце речи г-н Сердюков заговорил о необходимости комплексного анализа внешних опасностей для России и облика Вооружённых сил, которые нужны для защиты от этих опасностей. Министр не без гордости заявил о том, что будут создаваться соответствующие структуры. Как же так? «Реформы» продолжаются уже более четырёх лет, сломано всё, что можно только сломать в военной машине государства, а министр и его начальство в Кремле только сейчас задумались о том, для отражения каких угроз должны служить уже «отреформированные» донельзя Вооружённые силы.
Более абсурдное положение трудно себе представить. То есть телегу поставили впереди лошади и удивляются, почему эта лошадь надрывается, но сдвинуть телегу с места не может. Однако абсурд проявляется практически во всех сферах деятельности нынешней власти.
- Каково отношение КПРФ к «сердюковским» реформам?
- В выступлении представителя фракции КПРФ с изложением нашей оценки деятельности г-на Сердюкова и его команды было подчёркнуто, что, несмотря на широковещательные заявления об успехах, «реформы», проводившиеся без научного обоснования, полностью провалились. Удалось сделать лишь одно: добить остатки великой Советской Армии.
Изначально в ведомстве мнение военных игнорировалось. Генералов с боевым опытом Афганистана и Кавказа, усомнившихся в «гениальности» очередной ломки армии, быстро отправили в отставку. А обосновывали и проводили «реформу» Вооружённых сил те, кто никогда не воевал и слепо осуществлял замыслы группы штатских лиц в высшем руководстве РФ.
Недавно г-н Сердюков публично признал, что президент Путин в своё время поставил ему главную задачу: «посмотреть, насколько эффективно используются средства, выделенные на оборону». То есть подход к преобразованиям был изначально чисто бухгалтерский - сэкономить на безопасности страны. Но, как мы видим, и из этого ничего не получилось. Коррупция в системе Минобороны, по данным СМИ, резко возросла. Особенно после появления «аутсорсинга», когда функции жизнеобеспечения войск стали передавать коммерсантам. Как результат такого подхода, боеспособной армии у России сейчас, за исключением частей РВСН, по нашему мнению, нет.
Вот смотрите. Много говорили о том, что «старую» армию должна заменить «современная», с опорой на части постоянной готовности. В результате Вооружённые силы сократили до миллиона человек. Хотя, как утверждают эксперты, их реальная численность не превышает 800 тысяч. Армия стала настолько «компактной», что не способна обеспечить защиту страны с самой большой в мире территорией от внешних угроз.
Много надежд возлагалось на контрактную систему. Однако на практике контрактники не спешат идти служить, ибо при огромном военном бюджете им платят гроши.
Что касается мобильности армии, то как возили войска по железной дороге сто лет назад, так и возят.
Разрушена проверенная веками структура армии. На смену примерно 100 полкам Сухопутных войск пришли 39 бригад. На деле каждая из них - просто усиленный полк. Однако из-за некомплекта личного состава в бригаде есть 1 полный батальон, 1 сокращённый и 1 кадрированный. То есть сейчас Сухопутные войска фактически имеют лишь 39 боеспособных батальонов. НАТО с трудом отыщет их на наших огромных пространствах!
ВВС и ВМФ сегодня пригодны в основном для показных учений. За годы, прошедшие после развала СССР, не было построено ни одного нового крупнотоннажного боевого корабля. Стратегическая авиация остро нуждается в авиадвигателях. Ибо последние 10-15 лет новые двигатели не производятся, а ремонт старых (1-2 в год) явно не покрывает потребности в них.
Утверждается, что части постоянной готовности могут выдвинуться через час после получения команды. Но их когда-нибудь реально поднимали «по тревоге»? Кстати, задача частей постоянной готовности - лишь сдержать противника до развёртывания главных сил. Но у нас нет главных сил, ибо разрушена система мобилизационной готовности. Военкоматы превратили в гражданские конторы.
Мощный удар нанесён по органам управления, включая Генштаб. Главкоматы видов Вооружённых сил нещадно сокращены и отстранены от оперативного управления войсками. Доходит до смешного: простую бумагу уже написать некому.
Недооценка «реформаторами» важности системы управления находит своё выражение не только в сокращениях военнослужащих, но и в передаче многих ключевых должностей гражданским лицам. Например, Департамент образования Минобороны возглавляет дама, ни дня не служившая в армии и не имеющая отношения ни к образованию, ни к науке. Тем не менее под её крыло переходят военные вузы и НИИ, ранее находившиеся в ведении главкоматов. Такая вот кадровая политика!
Сейчас в армии некому даже толком сформулировать тактико-технические требования к новым системам оружия, не говоря уж об их разработке.
Между тем самая лучшая техника без людей, способных ею управлять, - груда железа. Но по военному образованию нанесён тяжелейший удар. Прославленные училища и академии слиты в безликие ВУНЦы. Например, перевод академий ВВС имени Жуковского и Гагарина в Воронеж фактически означает их ликвидацию. Ибо профессура туда не поехала, а уникальную учебно-материальную базу перевезти невозможно. Создают Войска воздушно-космической обороны и в то же время ликвидируют академию ВКО имени Жукова. Кто будет отражать удар с воздуха и из космоса? Роботы?
Это лишь краткий перечень свидетельств провала реформ.
Подводя итог, могу сказать, что затеянная реформа для придания «нового облика» Вооружённым силам, обернулась провалом. Сегодня Вооружённые силы нужно не реформировать, а срочно спасать от «реформаторов»!

Previous post Next post
Up