Что для тебя Катынь?

Apr 12, 2010 16:41


«- Что для тебя Иерусалим? - спросил Салахаддина один из приближенных. Тот продолжал невозмутимо разглядывать городские стены, которым назавтра было суждено погрузиться в страшную бойню двух религий.

- Ничто. И весь мир… - ответил Салахаддин, запахнул плащ и отрывисто зашагал к шатру.»

Именно эти слова приходят мне в голову, когда я начинаю размышлять о том, что произошло в субботу под Смоленском. Отбрасывая технические подробности, отчеты всевозможных комиссий и возможные оправдания, предлагаю взглянуть на случившееся в несколько ином свете. 

То, что на наших отношениях с Польшей нет живого места - очевидно всем, кто в этих отношениях хоть немного участвовал. История этих отношений очень сложна, если говорить казуальным языком, а говоря простым разговорным - история весьма хреновая. Любят ли нас поляки или ненавидят - рассуждать не берусь (и плюньте в голову тому, кто берется это делать, ибо ни один соцопрос это достоверно не покажет), но мне достаточно посмотреть на факты, чтобы понять - история наша сродни законсервированным ядерным отходам. Сусанин (и не смейтесь), Костюшко, 4 раздела Польши (а их было именно 4, если считать раздел 1939 года), Катынь, советские воспоминания и Ярузельский. Разве этого беглого перечисления недостаточно, чтобы осознать тот факт, что России в Польше как минимум не доверяют? Поэтому, мне странны рассуждения наивных о том, что признание Катыни как взмах волшебной палочки, который наладит все в один миг. Взаимоединение в ключе трагических событий субботы - это лишь аффективное действо.

Я горд поступком Путина, который (мне вот конкретно сейчас плевать на конъюнктурные причины) признал Катынь, фактически покаявшись. Это было нужно не столько Польше или Европе, сколько нам - нужно как-то разбавлять нефтегазовую геополитику и вести себя так, как подобает великой державе. Вот я тут читаю различные комментарии, и становится мне весьма тоскливо. Одни предлагают посыпать голову пеплом и покаяться всем русским народом, другие придумывают мифические исторические комиссии и пытаются доказать, что расстреливали не наши. Это истерия и крайности. Давайте относится разумно и практично, как и предписано относиться к вопросам геополитики, и истории в геополитическом контексте. Катынь была, и это доказано. Это грех и преступление. Давайте признаем. Без самобичевания только признаем, а как подобает сами-знаете-кому. А вот после этого признания зададим один вопрос.

Вопрос, на мой взгляд, очень важен. После советско-польской войны 1919-1921 года 200 тысяч красноармейцев попало в плен. Согласно российским источникам, около 80 тысяч красноармейцев из 200 тысяч, попавших в польский плен, погибли от голода, болезней, пыток, издевательств и казней (данные монографии Райского). Польские данные говорят о 20.000. И еще 32.000 пропали без вести. И никому, абсолютно никому не приходит в голову извиняться за это. А еще никому не приходит в голову требовать за эти жертвы извинения. Я понимаю, что жертвы Великой Отечественной несоразмерны, да и наша страна не привыкла считать людей и потери, НО… Под Катынью погибло чуть менее 22.000 офицеров. Где справедливость? Где правда? Катынь - классика использования двойных стандартов, и никто не переубедит меня в обратном.

Все эти данные я привел для иллюстрации одной простой мысли. Историческая память материя тонкая, требующая бережного отношения. Но ей одной мы жить не будем, ибо тот, кто стоит лицом к прошлому, никогда не сможет встретить будущее. Политику определяет не будущее и не прошлое, а интересы, которые бывают вечными, или меняющимися. Интересы диктуют поступки, а поступки формируют взаимоотношения. Дональд Туск и Владимир Путин проявили себя, как прагматичные политики, которые сами, «свои пешком» осознали, что Россия и Польша приобретут от хороших отношений больше, чем от плохих. И сделали взаимные уступки. Не имею права ничего говорить об трагически ушедшем президенте Польши, однако замечу, что Катынская карта именно в его правление (и особенно братом Ярославом) разыгрывалась наиболее агрессивно и настойчиво. Для польских властей Катынь стала ничем и всем одновременно, стала памятью и трагедией, но также стала и поводом для спекуляции.

Гибель этого самолета - это действительно знак. Хватит спекулировать историей, господа. Пора найти в себе силы и мужество идти дальше. Мыслить, искать компромиссы,  общности, выгоду, в конце концов. С самой высокой трибуны хотелось бы сказать это ВСЕМ в равной степени: не только Польше, но и Украине, и Прибалтике.

Да и себе, любимым, я бы этого тоже пожелал.

death unites us, политики - еретики двуликие, острополитическое, живем дальше, искусство возможного

Previous post Next post
Up