А вот второй материал в "Театрале". Там про "Театр на ладошке" Устюговых, "Сказки из маминой сумки" Марфы Горвиц, Домик Фанни Белл и другие места, куда можно приводить детей от 1 года...
Бэби-театр - зарубежный опыт и первые российские пробы
Марина ШИМАДИНА
Еще совсем недавно возрастная маркировка детских спектаклей у нас начиналась с четырех-пяти лет. Типовые советские ТЮЗы с их большими залами и традиционной сценой-коробкой предполагали совершенно определенный, классический тип театрального зрелища, мало пригодный для маленьких детей. Детские театры по своей структуре мало отличались от взрослых: тот же нерушимый барьер между сценой и залом и фактическое отсутствие контакта между актерами и зрителями. Интерактив, если и появлялся, то в форме стандартных вопросов: «дети, а вы не видели, куда побежал волк?»
Понятно, что маленькому человеку трудно было соблюдать все необходимые условности и «хорошо себя вести», то есть молча сидеть и смотреть представление. Да и длинные двухчасовые спектакли мог выдержать далеко не каждый пятилетка. Но родители, мечтающие побыстрее приобщить свое чадо к искусству, упорно приводили в театры и трех-, и двухлетних детей, аргументируя тем, что «мой Моцарта слушает с пеленок, он все поймет». А режиссеры хватались за голову, когда с каких-нибудь условных «Хроник Нарнии» выводили очередного рыдающего испуганного ребенка.
С началом бэби-бума, случившегося в последнее десятилетие, когда в Москве со скоростью эпидемии стали размножаться детские клубы, школы раннего развития, курсы рисования в памперсах и музыкальные студии для ползунков, спрос на театр для самых маленьких повысился в разы. Однако, адекватных предложений было крайне мало, поскольку в России никто не занимался бэби-театром и не представлял, что это за зверь.
В то время как в Европе это направление существует уже давно. Например, коллектив La Baracca из Болоньи, принимавший участие в итальянском сезоне фестиваля «Гаврош», уже 35 лет делает спектакли для зрителей от 1 года. Как правило, это коротенькие (около 30 минут) бессюжетные и часто бессловесные представления, героями которых становятся обычные, оживающие в руках сказочника предметы или, например, такие стихии как свет и темнота.
Ребенок, часто еще не владеющий связной речью, живет в мире красок и звуков и отлично понимает язык движений и визуальных образов. Поэтому театр для малышей в Европе тяготеет к жанрам physical and visual arts. Например, театр Helios из небольшого немецкого городка Hamm предлагает своим маленьким зрителям вместе изучать следы на песке (техника sand art), исследовать свойства воды или поиграть с обыкновенными деревяшками. После каждого мини-спектакля дети могу сами выйти на сцену (роль которой выполняет засыпанная мягкими стружками площадка) и повторить показанные актерами опыты.
Иногда театр для малышей может выполнять и терапевтическую функцию. Так спектакль лондонского театра Polka «Wash», адресованный младенцам от 6 месяцев (!), рассказывает о первом купании любимой игрушки и ненавязчиво прививает им любовь к ванной. Судя по перманентной надписи «sold out» на их сайте этот спектакль пользуется большой популярностью у родителей.
Все вышеперечисленные коллективы входят в европейскую сеть Small Size, объединяющую около 30 театров, делающих спектакли для самых маленьких. Совсем недавно подобные постановки стали появляться и в Москве.
Одним из первых стал проект Александра и Ольги Устюговых «Театр на ладошке» в реформированном Театре кукол на Бауманской. Это цикл из четырех спектаклей, посвященных разным временам года. Но спектаклями в привычном нам смысле слова их назвать трудно. Да и играют их не на сцене, а в маленькой комнате в фойе театра, куда помещается от силы 20 человек. Дети вместе с родителями сидят на полу, на мягких подушках и становятся не только свидетелями, но и участниками театральной игры: помогают мышке собрать запасы на зиму, рисуют на стекле морозные узоры, разводят огород, пускают кораблики и солнечные зайчики. Действо незамысловато с сюжетной точки зрения - это иллюстрация циклов природы, зато волшебно красиво. Маленькие зрители попадают внутрь, как сказали бы во взрослом театре, тотальной инсталляции, созданной с помощью тканей, видеопроекций и природных материалов. Малыши тут могут привычно познавать мир с помощью тактильных ощущений и в то же время учатся воспринимать художественные образы и эмоционально на них реагировать - вместе с птицами радоваться приходу весны и грустить, глядя на листопад.
У Устюговых есть и собственный проект «Первый театр», который от стационарного «Театра на Ладошке» отличается мобильностью. Свой пилотный спектакль «Вода», рассчитанный на детишек от года до четырех, они играют в самых разных помещениях от библиотек до детских клубов. И это, пожалуй, немаловажное достоинство проекта, ведь ехать с маленьким ребенком на другой конец города ради 30-минутного представления - дело хлопотное.
Такой же кочевой образ жизни ведет спектакль Марфы Горвиц «Сказки из маминой сумки», благо он весь умещается на обыкновенном столе. Эта постановка адресована ребятам от двух лет, способным увидеть в щетках для волос семейство ежиков, а в маникюрных ножницах - хищных ворон. Героями спектакля, придуманного Марфой для своего сына, становятся самые обычные предметы, которые могут найтись в сумке любой мамы. Только здесь они переживают волшебное преображение. Старенький макбук становится норкой для ежей, голубой шарф - рекою, а луковая шелуха - осенней листвой, рулетка превращается в улитку, а флакончики из-под духов - в забавных пингвинов. Обычная в общем-то детская игра с предметами тут перерастает в притчу о том, что у каждого живого и неживого существа, будь то лодка на реке или звездочка в небе, должны быть папа и мама.
Спектакль учит детей читать театральные метафоры, помогает «включить» поэтическое восприятие мира, а взрослым - снова начать фантазировать. Предложенная Марфой Горвиц игра так увлекательна и заразительна, что после спектакля очень хочется продолжить ее дома.
Приемами предметного театра пользуется и создатель театра «Снарк» Юрий Алесин в своем спектакле для самых маленьких: в его «Кораблике» лейки превращаются в китов, а утюг - в ледокол. Но этот спектакль устроен чуть более сложно: маленьких зрителей тут подспудно знакомят с разными театральными техниками - теневым театром, театром художника и условным метафорическим театром. Историю одного бумажного кораблика, который пустился в большое плавание и чуть не потерялся, актеры рассказывают без слов, и малыши отлично понимают этот условный невербальный театр. Тем более что на помощь им приходит живая музыка, создающая нужный эмоциональный фон.
Театр «Домик Фанни Белл», который тоже выпускает спектакли для детей от 2,5 лет, идет более привычным путем и берет за основу классические, всем известные сказки. Ведь радость узнавания любимых героев, вдруг оживших на подмостках, - одно из самых сильных театральных впечатлений для малышей. Но для каждой старой сказки тут стараются найти новый подход. Так «Колобка» здесь играют в необычной технике плоских кукол на магнитах, обитающих в теремке-вертепе, которым управляет человек-оркестр Роман Вольфсон. «Муха Цокатуха», созданная Творческим объединением «9», превращается в театральные именины с самоваром, баранками, балалайками и атмосферой русской ярмарки начала XX века. А в совсем не страшном «Мойдодыре» дети устраивают веселую беготню вместе с оживающими щетками и мочалками. Вообще интерактив присутствует почти во всех спектаклях театра, ведь тут нет высокой сцены, а актеры и зрители находятся совсем рядом, в прямом контакте.
Домашняя камерная атмосфера, открытость и понимание потребностей маленького зрителя -пожалуй, главное отличие всех новых независимых коллективов или просто одиночек-энтузиастов, которые занимаются сегодня новым театром для малышей. Пока они делают первые шаги, как говорится, «наугад и наощупь». Но уже осенью Центр Мейерхольда и Институт театра, основанный «Золотой Маской», планируют запустить в Москве образовательную программу по бэби-театру. В том, что это перспективное направление, сомневаться не приходится. Ведь эстетический вкус формируется в детстве, и если театры хотят получить в будущем грамотного, образованного зрителя, растить его нужно уже с пеленок.