Острая ситуация сложилась на подмосковном дорожном предприятии ГБУ МО «Мосавтодор». Много лет здесь не индексируется зарплата, работников не хватает, количество неоплачиваемых переработок доходит до критического. Терпение людей заканчивается, а областные власти не торопятся с реакцией. Почему так случилось - я попыталась разобраться.
БЕЗ ИНДЕКСАЦИИ
- Председателем обкома я стала с июня 2020 года, и зарплата работников ГБУ Московской области «Мосавтодор» - первый же вопрос, которым начала тесно заниматься и занимаюсь до сих пор, - начинает разговор Анна Шестакова, председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области.
Главным оппонентом в решении этой сложной задачи оказался не работодатель, а правительство Московской области. Фонд оплаты труда и должностные оклады работников предприятия регламентируются
постановлением правительства области № 70/4 от 2014 года «Об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор». С тех пор в документ вносилось немало изменений, но ни одно не влекло увеличения зарплаты. Индексации тоже не было ни разу.
- На текущий момент средняя зарплата по ГБУ МО «Мосавтодор» - около 47 тысяч рублей, но это «средняя по больнице». Мы же понимаем, что она складывается и из зарплат руководящего состава, - поясняет Анна Шестакова. - У основных рабочих специальностей средний заработок - 35 543 рубля. Машинист-укладчик асфальтобетона получает 48 900, машинист фрезы - 44 600, машинист автогрейдера - 39 600, тракторист - 36 900. А у дорожных рабочих зарплата едва достигает 30 тысяч рублей. И это еще до вычета налогов! Как с таким заработком семью содержать в Московской области?
Кстати, средняя зарплата в Подмосковье,
по данным Росстата за январь-октябрь 2022 года, составляет 67 940 рублей. При этом с 2014 года она выросла на 74%. Увы, работники «Мосавтодора» этого роста не ощутили.
Пора пояснить, при чем здесь 2014 год. Дело в том, что за 84-летнюю историю предприятия его структура неоднократно менялась, но последняя реформа, похоже, оказалась решающей. Постановлением подмосковного правительства от ноября 2013 года «Мосавтодор» был преобразован из Управления автомобильных дорог Московской области в государственное бюджетное учреждение (то есть некоммерческое) со всеми вытекающими последствиями. В том числе в виде жестко установленных фонда оплаты труда и окладов работников.
Так, если прежде «Мосавтодор» был включен в отраслевую систему оплаты труда в дорожном хозяйстве с параметрами, установленными федеральным отраслевым и региональным соглашениями, заключенными с участием профсоюзной стороны, то после перевода предприятия на бюджетную систему оплаты труда оклады и сам фонд оплаты труда заметно снизились.
Для сравнения.
Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству РФ устанавливает базовую тарифную ставку рабочих первого разряда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. То есть 17 703 рубля (размер ставки на 2022 год для Московской области) против 7706 рублей (тарифная ставка рабочего первого разряда для «Мосавтодора», которая не меняется на протяжении ряда лет).
НО С ПЕРЕРАБОТКАМИ
Ситуация с условиями труда тоже не радует, мягко говоря. На обустройство быта не хватает денег.
- Раздевалки у наших работников - в ужасном состоянии, - сетует Шестакова. - Где-то ситуация чуть получше, где-то хуже. Особенно меня впечатлил Егорьевск. Прямо на полу в раздевалке уложены деревянные поддоны, а под ними вода. Шкафчики все грязные, ржавые, про душевые и туалеты я вообще молчу. Есть филиал, где туалет на улице - как в глухих деревнях.
Проблемы растут, как снежный ком, одна тянет другую. Низкая зарплата и тяжелые условия труда - повод для текучки кадров, увольнений работников. Сегодня на предприятии острая нехватка рабочих рук: фактическая численность меньше плановой на 500 с лишним человек (на 1 сентября 2022 года - 3377 работников из 3890 по штатному расписанию).
- Причем не хватает именно тех, кто обеспечивает функционирование предприятия, - уточняет председатель первички «Мосавтодора» Александр Ракитин. - В управляющем аппарате все ставки закрываются в случае необходимости быстро, а вот руками работать некому: одних только водителей больше 140 человек не хватает.
Люди уходят, а оставшиеся вынуждены перерабатывать, чтобы закрыть немалые потребности по содержанию и ремонту подмосковных дорог. Поэтому еще одна задача, которую видит профсоюз - бороться с массовыми системными переработками, не оформленными (а значит, неоплачиваемыми) сверхурочными.
- К концу года работникам выдается премия, в среднем от 50 до 100 тысяч рублей, то есть достаточно хорошая, - отмечает профлидер. - Но если мы берем в расчет, сколько у людей бывает переработок, которые им не оплачиваются, то должно быть минимум две таких премии за год. Вы понимаете: работники выходят рано утром, возвращаются поздно вечером, а в субботу и воскресенье работают практически все. Без оплаты!
- Наш профсоюзный юрист в начале года проверяла производственные комплексы учреждения, - продолжает Анна Шестакова. - Если у дорожника нет документа, подтверждающего, сколько времени он находился на работе, то у водителей есть путевые листы - их мы и проверяли. Юрист выписывала, кто работал в ночную смену, сколько. И как это было зафиксировано в расчетном листе - никак не было.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Такая ситуация - повод для претензий к непосредственному руководству «Мосавтодора», но профсоюз не спешит их предъявлять «подневольным» людям, а смотрит «в корень». Бюджет формирует не администрация предприятия. Как уже говорилось, фонд оплаты труда и оклады прописаны в постановлении регионального правительства. Выше потолка не прыгнешь.
По словам профлидеров, с руководством «Мосавтодора» у профсоюзной стороны (и у первички, и у обкома) складываются хорошие рабочие отношения. Соцпартнеры обмениваются необходимой информацией, да и проблемы предприятия стараются решать сообща (правда, нынешний и. о. гендиректора Алексей Трутнев воздержался от комментария газете - зато как минимум один из его предшественников вместе с обкомом профсоюза подписывал обращение в правительство по оплате труда - этот документ имеется в редакции).
Есть на предприятии и колдоговор. Причем, по оценке Анны Шестаковой и Александра Ракитина, «очень неплохой» по содержанию. Но, к сожалению, только на бумаге. Причина та же: нет денег - не выполняются гарантии.
- Работники ГБУ «Мосавтодор» не могут съездить в санаторий, они даже к нам на однодневную спартакиаду в этом году не смогли приехать - некому было, все работают. Да и с детским отдыхом проблема. Предприятие не в состоянии закупить путевки, сами работники тоже не могут себе это позволить. На минуточку, путевки в подмосковные лагеря в этом году стоили в среднем около 55 тысяч рублей за смену. А как может работник с зарплатой в 45 тысяч приобрести путевку за 55? Да, потом ему частично компенсируют затраты из областного бюджета, но он изначально даже заплатить не сможет. А если у него двое детей, трое? То есть он должен весь год копить на путевку? - переживает наша собеседница.
Неудивительно, что членство в профорганизации падает. Сейчас охват - 41%. «Люди уже ни во что не верят, и я их, в принципе, понимаю», - признается Анна Шестакова.
- Это какой-то замкнутый круг! - сетует профлидер. - А разорвать его может, по нашему мнению, только еще одно постановление правительства Московской области о ГБУ «Мосавтодор» - об увеличении фонда оплаты труда и увеличении численности работников. И тогда уже гендиректор сможет набрать людей, они не будут перерабатывать, потому что их станет больше, и зарплата у них будет достойная.
ТЕРПЕНИЕ НА ИСХОДЕ
Между тем профсоюзные письма одно за другим идут в различные инстанции: вице-губернатору области, губернатору, председателю Мособлдумы, региональному министру экономики и финансов, в профильное областное министерство транспорта и дорожной инфраструктуры… У меня есть эта переписка: череда обращений подмосковного обкома профсоюза с убедительной просьбой решить многолетние проблемы предприятия, значимого для хозяйства и экономики региона. И стандартные ответы региональных властей, формулировка которых явно свидетельствует об уклонении от решений.
Например, такая: «В настоящее время повышение уровня заработной платы работникам учреждения в условиях новой коронавирусной инфекции ограничено» (отвечает министр транспорта и дорожной инфраструктуры Алексей Гержик в октябре прошлого года).
Или другая: «В настоящее время повышение уровня заработной платы работникам учреждения в условиях санкционной политики западных стран в отношении РФ ограничено» (вторит и. о. министра Алексей Кучеров уже в июле этого года).
Причину всегда можно найти - и вставить в готовую формулу.
Ситуация на «Мосавтодоре» - регулярный вопрос на повестке дня отраслевой трехсторонней комиссии. Неоднократно рассматривала его и областная трехсторонняя комиссия - тоже, в свою очередь, направляла обращение к губернатору Андрею Воробьеву за подписями координаторов всех трех сторон соцпартнерства: председателя Московского областного объединения организаций профсоюзов Валентины Кабановой, министра соцразвития (на тот момент) Ирины Фаевской и руководителя областного союза промышленников и предпринимателей Бориса Богатырева.
Да только никакой реакции.
- Очень надеемся, что губернатор все-таки поможет, - говорит Анна Шестакова. - Потому что дальше нам, наверное, придется обращаться в Министерство транспорта РФ. Или сразу к президенту? Нонсенс: неужели этот вопрос не могут решить в области? И если сейчас придет ответ, который не удовлетворит работников, я боюсь, что может произойти социальный взрыв. Работники уже не то что шепчутся, а ропщут во весь голос. Терпение на исходе.
КОММЕНТАРИИ
Александр РАКИТИН, председатель первичной профсоюзной организации ГБУ МО «Мосавтодор»:
- В декабре будет ровно 30 лет, как я работаю на «Мосавтодоре». Поэтому собственными глазами видел, как было раньше и что происходит сейчас. Когда-то наш подмосковный «Мосавтодор» был лучшим дорожным предприятием всей России - и по объемам работ, и по их качеству. С социалкой для наших работников у нас проблем вообще не никогда возникало: и это не только отдых, детские лагеря и подарки, но и средства на дорогостоящие операции для работников. А вплоть до 2008 года у нас люди и квартиры получали бесплатно от предприятия. Наши дорожные мастера обучение проходили в Финляндии, Германии, Франции, Америке, Бразилии… Понимаете, какой уровень был? Было развитое предприятие, обеспеченное контрактами, которое хорошо зарабатывало и гарантировало своим работникам (численность доходила до 15 тыс. человек) хорошую зарплату. И работать в «Мосавтодоре» было почетно!
Сегодня мы, как говорится, дошли до ручки - и с охраной труда далеко не все в порядке, и с зарплатой плохо, и работать некому. У нас сейчас средний возраст по рабочим специальностям - 56 лет. Молодежь идти к нам работать на таких стыдных условиях не согласна. Если так ничего и не поменяется - будущее нашего предприятия печально.
Анна ШЕСТАКОВА, председатель Московской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:
- В наш профсоюз входят и дорожные, и автотранспортные предприятия. Всюду есть свои проблемы. Но такой ситуации, как в ГБУ «Мосавтодор» - нет нигде. Есть автотранспортные организации, принадлежащие на 100% областному правительству - там все стабильно, водители зарабатывают нормально. Есть частные организации - сплошные нарушения и официальная зарплата, как МРОТ по области.
А у дорожников все наоборот. Частные компании вкладывают деньги в развитие своих предприятий, в работников, в их обучение и зарплату. А государственное бюджетное учреждение почему-то влачит нищенское существование. Мы хотим, чтобы у наших работников, которые выполняют свою тяжелую работу на дорогах, была достойная оплата труда. Чтобы люди чувствовали себя уверенно и гордились, что работают в ГБУ Московской области «Мосавтодор».