Этот образ нам настолько знаком, что нас ни капли не удивляет и не заставляет задуматься - как такое вообще возможно? "Огородом чудовищных овощей" назвал этот храм один из идолов туземного небыдла.
Что это?
Ни до, ни после в русской церковной архитектуре не было подобного. Нарочитая асимметрия, шипасто-волнистые купола. И пестрота. "Пестрота" неприемлема в православной эстетике. "Красота без пестроты" - ее базовая формула. И нате - получите. То есть это и не традиция, и не новый стиль, пробивший себе дорогу. С таким же успехом на красной площади могла появиться египетская пирамида с куполком или Эмпаер-стейт-билдинг без единого гвоздя.
Художественный эксперимент?
Тогда завидуйте, креаклы. Ваша режопера и "Осторожно, религия!" скромненько скулят в уголочке.
Психосоматика?
Выход в художественную форму и предсказание скорых последствий неуравновешенности и патологичности Царя?
Идеология?
Вот тут я бы приостановился. Храм - современник утопии «Сказание о Магмет-салтане»*, фактически - конституции Ивана Грозного. Апология самодержавия, опирающаяся на пример Турции (тогда - самого могущественного государства), в противовес боярским хотелкам о польских вольностях. Полусказочной Турцией, грезой о Тридевятом царстве от этого храма веет. Жест, манифистация, заявление власти о выбранном ей пути - вот что значит эта архитектура. Действительно чудовищная постройка на взгляд либеральствующей интеллигенции. Иллюстрация к самой главной книге в истории страны. Свидетельство выбора, сделанного раз и на всегда, поэтому нигде и никогда больше не повторявшееся.
__________________________________________
* Да по мале времени обыскал царь судей своих, как они судят, и на них довели пред царем злоемство, что они по посулом судят. И царь им вины в том не учинил, только их велел живых одрати да рек так: "есть ли оне обростут телом опять, ино им вина отдается". И кожи их велел проделати, и велел бумаги набити, и в судебнях велел железным гвоздием прибити, и написати велел на кожах их: "Без таковые грозы правды в царство не мочно ввести. Правда ввести царю в царство свое, ино любимаго не пощадити, нашедши виноватого. Как конь под царем без узды, так царство без грозы". и так далее.
http://www.rhistory.ru/Istochniki06_048.html