Oct 01, 2017 10:10
Как идет процесс обучения чему-то простому? Первый раз интересно, хотя идет дело туго - с ощущением собственной тупости, с неожиданными препятствиями в виде непонимания, но зато, когда добьешься ответа - это кайф. Второй раз летишь по новому делу уже довольно лихо, получая в основном удовольствие и только изредка спотыкаясь о незначительным нюансы. Удовольствие тоже есть, хотя и меньше, чем после первого финиша. Третий раз делать одно и то же я уже не хочу, только если кого-то учить этому. Вот когда кого-то учишь, этот "кто-то" открывает тебе дополнительные нюансы изученного дела, поднимает тебя на уровень обобщения и сравнения с другими явлениями. То есть, ученик тебе что-то дает, потому с ним интересно, потому на последней стадии освоения чего-то уже хочется кому-нибудь объяснить понятое. Но вот четвертый раз переделывать одно и то же соглашусь только за деньги. Личного удовольствия познания уже не остается, дело превращается в рутину, само по себе не радует.
Это что касается обучения-научения.
Спорт - другой процесс. Там скорее поиск баланса частей тела. А это не просто. Вот устоять на одной ноге можно уже и в 3 года, но недолго - мышцы у детишек слабенькие обычно. Потом мышцы укрепляются, набор освоенных движений увеличивается, и появляется возможность не только стоять на одной ноге, но и прыгать, вращаться, скользить по неровностям (на коньках и лыжах) - и все на одной ноге. Уходят на освоение баланса годы - пока там мышцы, связки укрепятся, пока начнешь их тонко чувствовать, пока согласуешь взаимодействие частей тела, пока все возможные ошибки совершишь и научишься выкручиваться из любого положения. То есть, это другой процесс обучения - более сложный.
Это не то, что посуду мыть. Вот посуду всем скучно мыть после нескольких опытов. Чтобы каждый день этим заниматься, нужно или отключаться в эти моменты от собственных ощущений (уходить в мечты или в размышления о других [потому мамы раздражаются на детей именно в моменты занятости такими рутинными делами]), или постоянно вкладывать в это дело какое-то творческое начало, что совсем не просто и удается буквально единицам - кто-то тряпочки/моющие средства совершенствует, кто-то - допускаю - даже изучает операции очистки тарелок с целью их механизации.
В общем, рутина - это простые односложные дела. Они быстро осваиваются и так же быстро надоедают. Искусство - это многосложные дела. Чем больше компонентов в занятии, тем в большей степени искусство.
Но вот, казалось бы, пианист. Отучился в музыкальной школе 7-8 лет, уже умеешь слышать ноты на слух, развил способность пальцев двигаться асимметрично и согласованно при этом. Кто-то больше ничего не хочет, потому что в этом занятии больше ничего не видит, а кто-то смог увидеть проход к большему - и станет композитором, профессиональным исполнителем, начнет подключать к перебиранию клавиш мозг, душу и т.д. И, соответственно, начнет изучать через рояль более высокие сферы.