Я никогда не любила кладбища. Да и нечего там любить. Однако, моя "боевая" институтская подруга Лена считала иначе. Это барышня утонченная, мечтательная, интеллигентная и очень умная. Лена видела в кладбищах симбиоз старины, тишины и эстетической составляющей. Однажды, оказавшись вместе с ней на кладбище в Александро-Невской Лавре Петербурга, я начала понимать, что же Лена имеет в виду.
И на какой-то момент мое упадническое восприятие погостов ушло, уступив место созерцательности. Хотя кладбища и по сей день внушают мне тоску и некое пронзительно-щемящее чувство.
И вот я оказалась на миланском кладбище, которое является настоящим, потрясающим музеем скульптуры под открытым небом. Это уникальный, огромный комплекс, сплошь из шедевров, по размерам почти сопоставимый с Парком Семпионе.
Я была поражена. Красотой склепов и часовен, выразительностью архитектуры и "кричащими" скульптурами. От одного взгляда на некоторые наворачивались слезы. Гуляя вдоль дорожек по аллеям, под сенью мощных деревьев и мимо лавочек с заснувшими посетителями (и такое бывает), меня не отпускало чувство неловкости и ясная идея, что все эти визиты очень беспокоят отошедших в мир иной.
Я против фотосессий на кладбищах, но Cimitero Monumentale - это особый случай. Я не могла удержаться от кадров, а снимки старалась делать быстро, без прицелов и примерок. На самом деле, здесь можно поймать очень интересные композиции, динамичные и философские одновременно.
Монументальное кладбище - это место упокоения богатых и знаменитых, основная часть захоронений приходится на 19 и 20 века, а всепоглощающий стиль - столь любимый либерти. Здесь нашли свое пристанище дирижер Артуро Тосканини, поэт Сальваторе Квазимодо и писатель Алессандро Мандзони. Каждое надгробие уникально и почти каждое - истинный шедевр.
Ангелы, оплакивающие девушки, резвящиеся младенцы, скульптурные портреты, Христос, Мадонна, а иногда и весьма характерные персонажи пройдут перед глазами. Самое запоминающееся - "Тайная Вечеря" на захоронении одного рода.
Спаситель и двенадцать Апостолов за столом символично оказались здесь и, на мой взгляд, являются указанием и надеждой на жизнь вечную. Потому что без этой идеи гулять по чимитеро невозможно. Какая бы красота вокруг не была от идеи смерти - то, от чего никто не уйдет - тоже не скроешься.
В "Доме скорби" надгробия и памятники особенно красивые, в нем лежат самые важные и любимые сыны Милана, среди которых есть и иллюминати. Об этом я прочитала в одном путеводителе. Само слово "иллюминати" устойчиво ассоциируется с
Римом и Ватиканом, во многом благодаря Дэну Брауну. Но чтобы иллюминати, да в Милане... Хотя в жизни все бывает.
Я гуляла по чимитеро монументале более часа, хотя чтобы полноценно его осмотреть понадобится около трех часов. Не смотря на всю художественную ценность, ощущалась огромная скорбь. И от этого чувства нельзя уйти, как ни старайся.
Возможно, я еще вернусь в этот музей с тысячью великолепных скульптур, по сравнению с которым даже отличный флорентийский Барджело нервно "курит в углу". Но сразу охватить его у меня со своей чувствительностью не получилось.
Это, несомненно, то место, которое нельзя упустить, находясь в
Милане. Это сильные эмоции - и от скульптуры, и от атмосферы. Это нечто, и его надо пережить.
Совершенно обалдевшая, я перекрестилась на выходе (старинная традиция) и весь путь до метро читала молитвы об усопших, что на меня совсем не похоже.
P.S. В следующий раз пост будет непременно позитивным:) для гармонии:)