Искусство Ломбардии до появления Леонардо было очень скованным и «германским». Немного архаичным и наивным. Но проблески имелись. В частности, Винченцо Фоппа - автор выдающего памятника - росписей в капелле Портинари в базилике Сант Эусторжо в Милане. У него были ученики, но особенно среди них выделялись Дзенале и Бутиноне. Эти два автора работали вместе и стали одними из лучших художников Ломбардии. В провинциальном Тревильо (откуда они родом) хранится шедевр творческого тандема - алтарь Сан Мартино.
Мы в конце 15 века. Настоятель Дуомо Тревильо предлагает художникам огромную сумму для того времени - 1000 имперских лир. Проект был сложный, работа огромная и ответственная, а времени ушло аж двадцать лет. Алтарь - главное дело жизни Бернардо Дзенале и Бернардино Бутиноне. Он деревянный, разбит на два крупных регистра, каждый из которых состоит из трех панелей.
Мастера пытались выполнить алтарь в едином стиле, хотя каждый работал на своем пространстве. Рабочую поверхность для удобства разделили - Бутиноне творил в верхнем регистре, Дзенале в нижнем. У Бутиноне главенствует Мадонна с Младенцем и Святые: Екатерина Александрийская, Люсия, Мария Магдалина, Стефан, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель.
У Дзенале : Святой Мартин - покровитель города, Зенон, Маурицио, Петр, Павел, Себастьян и Антоний Падуанский. А также золото, гирлянды, ангелы, херувимы и архитектурная перспектива в качестве обрамления. А наверху - страдающий Спаситель как апофеоз всего действа. Фигурам тесновато, Мартин на коне почти упирается в потолок, и хотя художники старались и лепили объем, из-за обилия золота все выглядит немного плоско. Но очень красиво:)
Под двумя основными регистрами есть тоненький фриз со сценами из жизни Христа (Рождество, Распятие, Воскресение) и Святыми Иеронимом, Амвросием (любимец Милана), Августином (его мощи, кстати, в Павии) и Григорием. Алтарь располагается справа от нынешнего главного алтаря собора и защищен стеклом.
Храм пустой и торжественный. А большинство тревильцев ни сном, ни духом не догадываются о богатствах своего Дуомо имени Святого Мартина, хотя информационные таблички и имеются. Но кто их читает?:)Зато есть возможность побыть наедине с Ренессансным шедевром Ломбардии и получить эстетическое наслаждение.
Историю искусств желательно изучать «с натуры», особенно, когда работы становятся определенным символом и шедевром, а на написание тратятся десятки лет. Вход свободный:) Удовольствие бесценное.
Фото: мое - с общим видом алтаря, фрагменты предоставил google.it