Впервые о бенанданти я прочитала у Юли
melodie-del-mar. История этого сообщества показалась мне очень увлекательной и интересной. Братство людей, рожденных «в рубашке» и борющихся со злыми силами в долине предстоящего Страшного Суда. Вообще, появившимся на свет в оболочке, часто приписывали некие магические способности, в частности в Англии и Ирландии. Но целое организованное объединение в регионе Фриули-Венеция-Джулия это уже серьезно. Итак, бенанданти можно было только родиться, иным путем в братство не попадали. И маленького новорожденного «везунчика» автоматически зачисляли в ряды воителей добра. Пленку сохраняли, засушивали и хранили всю жизнь, используя ее как талисман. А вот когда ребенок взрослел, креп и мужал, его начинали обучать и «вводить в специальность», открывая ему доступ к магическим умениям и секретам.
Основная задача бенанданти была борьбой с ведьмами и колдунами. Происходило это четыре раза в год, во время постов. На бой бенанданти звал барабанный бой, а иногда и ангелы. Надо сказать, что они были верующими и боролись со злом во имя Христа, хотя сначала, скорее всего, это был исключительно языческий культ. Бенанданти были примерными прихожанами в католической церкви, ибо быть бенанданте не означало не быть христианином. Свою деятельность каждый член братства осуществлял в течение 10-15, иногда и 20 лет, т.е. это не было «пожизненным» занятием. Интересен сам процесс этих сражений. Для того, чтобы к нему приступить бенанданте необходимо было покинуть свою тело и переместиться в долину Иосафат в виде духа или какого-либо животного. Уже там, вооружившись стеблями фенхеля, начиналась бойня с ведьмами, которые своим орудием выбирали стебли сорго. От исхода битвы зависела жизнь деревни. Выигрыш «рубашечных» означал изобилие, урожаи, всяческие сельскохозяйственные блага и спокойную жизнь. В противном случае, если победу одерживали колдуны, случались засухи, неурожаи, болезни и смерти. После битвы бенанданте должен был вернуться в свое тело до того, как пропоет петух. Но было одно условие - оно должно было сохранить то же положение, когда дух его покидал. Изменение, повороты и особенно положение на животе осложняло возврат души, и в этом случае спасти мог талисман с высушенной мембраной, который всегда носили на шее. Но с такими вещами старались не шутить, потому что риск не вернуться был слишком велик. Коли уж трагедия случалась, душа должна была скитаться по миру в ожидании, пока не умрет тело. В общем, страсти еще те:)
Бенанданти обладали возможностью видеть умерших, а иногда и целые их шествия. Женщины могли предсказать, кто отойдет в мир иной в ближайшее время. Они исцеляли от болезней, снимали порчу и помогали местным жителям. Но основная их цель была защита деревни от злых сил. Так и жили бы бенанданти счастливо и спокойно, если бы однажды в 1575 году не нагрянула святая инквизиция. А инициатором был местный прете, который узнал от одного прихожанина, что он перемещается во сне в образе животного и ведет бои с ведьмами. Батюшке такое положение дел показалось нездоровым и небезопасным, поэтому он и позвал отцов-инквизиторов. Которые первым делом попытались причислить бенанданти к классу ведьм, но те упорно отказывались и продолжали давать показания, что они всецело на стороне добра и веруют в Спасителя. Часто они говорили, что это их обязанность с рождения, упоминая свою «рубашку». Все это несколько усложняло жизнь инквизиторам, но те не сдавались.
На разбирательство и допросы ушло почти семьдесят лет и, что любопытно, пытки вообще не применялись. Особенно инквизиторов смущали ночные исходы из тела, которые христианство не могло объяснить. Ведь считается, что душа единожды покидает плоть - исключительно после смерти. Да и перевоплощение в животных отдавало оборотнями, но имя Христа из уст каждого бенанданте не давали иквизиции прийти к какому-либо заключению. Однако, со временем их все же присовокупили к ведьмам и темным силам, а исход из тела стало не что иное, как дело рук дьявола, но ни один новообращенный колдун-бенанданте не дошел до костра. Видимо, сказалось природное везение, полученное при рождении. Все наказания были "несерьезные" и далеки от смертных приговоров, самое суровое - тюремное заключение или изгнание. Не смотря на успех, церковь не стремилась уничтожить бененданти, да и инквизиция к ведьмам на тот момент успела поостыть. Многие процессы не были завершены, а некоторые и вовсе отменены. А со временем, исчезли и сами воители добра, которые благодаря стараниями господ инквизиторов, стали устойчиво ассоциироваться с нечестью. Некому стало защищать северо-итальянские деревни, а феномен "рожденных в рубашке" так и остался неразгаданным. Зато сохранилось много исторических документов, подтверждающих, что все эти истории о фриулианских защитниках абсолютны реальны.
В 1998 году был судебный процесс в Пизе. Подсудимый - Тьессо, который убил человека. Он утверждал, что погибший Ареано Чека был колдуном, а сам Тьессо перевоплотился в волка и выиграл битву. Что колдуны регулярно вредили посевам и крали семена, а Тьессо и сотоварищи дрались с ними за благо и процветание. У одних оружием был стебель фенхеля, у других палки от метел (а их как раз делали из сорго). Старика признали душевнобольным и незамедлительно отправили в соответствующее заведение. В этом нет ничего удивительного. Как суд может признать такие показания верными и использовать их для вердикта? А между тем, похоже, это был современный бенанданте...или правда сумасшедший.
Люди «в рубашках» продолжают рождаться, в их числе, кстати, и я. Но есть ли действительно что-то общее и некие способности? Кто знает. Бенанданти были в курсе. Они утверждали, что у всех «везунчиков» есть долг, обязательный к исполнению. Что это знак, отметина и судьба. Но эту тайну и знания они унесли с собой. А может где-нибудь в тихих деревушках до сих пор тайно идет незримое сражение между добром и злом, а бенанданти 21 века так же выходят на битву, вооружившись лишь верой и фенхелем?
Фото из google.