Событие, которое случилось 26 мая 1432 года в окрестностях города Караваджо, можно с полной уверенностью назвать чудом. Вечером того дня крестьянка по имени Жанетта Вакки возвращалась домой, чтобы покормить скот. Жанетту все знали - 32-летняя дочь Петра Вакки, жена Франческо Вароли, благочестивая, добрая и верующая. Вдруг она увидела очень красивую женщину: высокую, статную, одетую в синее платье и с белым тонким платком, покрывающим голову. Пораженная видением, крестьянка поняла, кто перед ней и воскликнула: «Дева Мария!». На что удостоилась ответа: «Не бойся, ибо это действительно я. Остановись и преклони колени в молитве». Ответ верующий крестьянки меня, честно сказать, удивил...
Ей является МАДОННА, которую все христиане очень почитают, а Жанетта, значит, отвечает: «Госпожа, у меня нет времени, я спешу. Нужно дать корм скоту». !!!! Но Богородица обратилась к ней снова: «Сейчас ты сделаешь то, что я от тебя жду». С этим словами она положила руку на плечо крестьянки, ставящей земное выше небесного, и опустила ее на колени:
-Слушай внимательно и запомни, я хочу, чтобы ты всем рассказала..., - по лику Богоматери полились слезы. - Что мой всемогущий Сын хотел уничтожить эту землю из-за грехов человеческих. Ибо они каждый день творят зло и падают все ниже. Но я в течение семи лет просила у Него милости к человеческим деяниям и прощения. Скажи всем, чтобы постились по пятницам в честь моего Сына, и после вечерни за преданность мне радовались по субботам. Пусть посвящают этот день мне в благодарность за великие милости, что дает Господь по моему заступничеству.
Пораженная Жанетта воскликнула: «Люди не поверят мне». Богородица на это ответила: « Встань и не бойся! Скажи всем, что я тебе поведала. Слова твои я подкреплю знамениями столь великими, что никто не будет сомневаться в их истине». Сказав это, она перекрестила крестьянку и исчезла.
Жанетта побежала в Караваджо и поведала всем о чудесном явлении Мадонны, и люди стали посещать это место. Там они обнаружили источник, которого никто прежде не видел. Многие больные стали приходить к нему и по молитве получали исцеления, становились свободными от страданий и недугов. Этот источник есть и сейчас, свое начало он берет под санктуарием (по преданию именно на этом месте явилась Богоматерь) и выведен к внешней стене храма и в специальный фонтан на территории.
Мне неоднократно попадалось мнение, что явление в Караваджо - самое значимое чудо Богородицы в регионе Ломбардия, а значит, место должно быть особенно впечатляющим и торжественным, а санктуарий грандиозным. Для одного из самых богатых регионов Италии возведение подобного культового сооружения могло стать делом чести.
Паломники и верующие потянулись сразу же, появилась необходимость в возведении часовни и постройке больницы. Уже в 1516 году хроника говорит о красоте капеллы и о внимании Папы Льва X к данному месту, но основное строительство развернулось при знаменитом Карло Борромео в 1575 году. Он любил все делать основательно, и привлек к строительству одного из самых талантливых архитекторов современности - Пеллегрино Тибальди. Вышел, однако, долгострой - с конца 16 века строительство продлилось до первых десятилетий века 18 с паузами, изменениями, но основная идея осталась верна замыслу Тибальди. Получилось строение впечатляющее и масштабное: высота стен 22 метра, а огромный купол парит на высоте аж 64 метра. По периметру территория санктуария опоясана высокими галереями с широкими арками, а между храмом и обелиском (что установили в память совершенных здесь чудес) шумит фонтан из того самого источника, что и дал название обители - Santa Maria del Fonte.
Внутренняя отделка шикарна, я аж даже приятно ахнула. Когда я зашла в санктуарий, была служба. Возможно, читали Розарий и повторяли одну и ту же молитву раз сорок. Памятуя, как неуместно фотографировать в санктуариях в принципе, я понимала, что во время службы это и вообще аморально. Пришлось ждать окончания мессы, благо, в Италии они короткие. Немногочисленные молящиеся моментально освободили помещение и я начала разглядывать и фотографировать. Здесь работали художники Мориджиа, Прокаччини и Кавенаги, скульпторы Нава и Меллоне, инженер Мерло и многие другие талантливые личности, что вложили свой труд в данный санктуарий.
Особенно красив алтарь, что создал Филиппо Саварра, вдохновленный творчеством Микеланджело. Великолепен и большой орган, и резная кафедра, и массивные двери, от которых я не могла отвести взгляд. Каждая деталь выполнена ювелирно, с огромной любовью и не дюжим умением - великолепная Ломбардия сделало все возможное, чтобы данный санктуарий был богатым, впечатляющим и влиятельным. А место самого известного явления Богородицы было оформлено должным образом и оставалось в памяти пораженных паломников.
Одним из которых, кстати, был Папа Иоанн Павел II, посетивший Караваджо в 1992 году. Надо сказать, что и на меня данное место произвело впечатление, и хотя я паломник в католических церквях исключительно по искусству, некоторые из них удивляют чем-то еще. Так и здесь - не скажу, чтобы сильно «накрыло», но что-то религиозное промелькнуло. Что приятно. В общем, при случае посетите самое известное место явления Богоматери в Ломбардии, где ныне красуется санктуарий Санта Мария дель Фонте.