Недалеко от Милана есть как минимум два крупных санктуария, имеющих серьезное значение для любого католика - это сооружения в городах Крема и Караваджо. Санктуариев на самом деле много больше, но эти два наиболее известны и интересны в архитектурном плане. Да и зодчие их возводили серьезные. В Креме это был ученик Браманте, в Караваджо Пеллигрино Тибальди. Оба санктуария я посетила, об обоих расскажу, а сегодня о Кремском Санта Мария делла Кроче и о чуде 15 века.
Что вообще такое санктуарий? Я до недавнего времени об их существовании и не догадывалась. Казалось, что есть такие понятия как церковь и базилика, ну монастыри еще, а вот что существуют храмы с более серьезным значением и именуются santuario, я не знала. Меня всегда интересовало содержание, а не наименование. Как правило, санктуарии строятся на месте, где произошло чудо или случилось явление. Могут они быть местом хранения какой-нибудь очень важной реликвии (на ум сразу пришел Santuario della Casa Santa в Лорето, где находится дом Пресвятой Богородицы из Назарета, место Благовещения). Все санктуарии, что мне попадались реально и виртуально, были посвящены Деве Марии, может в ряде случаев, они могут относиться к особо почитаемым Святым, но в основном, мощи почивают все же в кьезах и базиликах, а не в санкуариях. Если я ошибаюсь, поправьте меня.
Так вот, и наш санктуарий в Креме построен на месте, святом для паствы Римско-католической церкви. А случилось вот что. В далеком 1489 году одна знатная кремонская дама Катерина Уберти вышла замуж за гражданина Бергамо Бартоломео Педербелли с не самым благополучным прошлым. Мужчина был изгнан из семьи, но тщательно это скрывал и свою будущую жену в известность не ставил. У бергамца явно был план относительно богатого приданого девушки, которое он намеревался получить. В течение года беглец тянул из Уберти деньги-приданое, но те явно не торопились с богатством расставаться. Все это неизбежно становилось причиной ссор и конфликтов, в том числе и между супругами. Видимо, терпение Бартоломео было на исходе, и он решил Катерину отвезти в свой родной Бергамо. Возможно, это было лишь причиной выманить жену из города. 3 апреля 1490 года, только достигнув леса Новеллетто, он накинулся на нее с мечом, учинил расправу и отрубил руку, после чего скрылся. Катерина же, истекая кровью, не хотела умирать без Причастия и стала молиться и просить помощи у Богородицы. Вскоре появилась женщина и со словами: «Я та, кого ты звала», остановила кровь и помогла раненой добраться до ближайшего дома. Городские ворота были уже закрыты и девушку смогли причастить только утром. Она рассказала, что произошло, приняла Святых Тайн и простила мужа-злодея. После этого кровотечение возобновилось, и Уберти отошла в мир иной.
На том самом месте установили деревянный крест, а через какое-то время мальчик, страдавший болезнью ног, после молитвы исцелился и смог ходить. Это положило начало многочисленным чудесам и исцелениям, что происходили в последующие дни. Там же установили барельеф с изображением Богоматери, на поверхности которого проступили слезы. Все события случились в течение трех дней, начиная с 3 по 5 мая 1490 года. Ошеломленный городской совет принимает решение о постройке храма на месте чудесного явления Богородицы. Однако, глава города Никола Приули не разделил всеобщего восторга и к событиям в Новеллетто отнесся скептически. 18 июня его привели к святыням и он стал свидетелем необычного природного явления - вокруг солнца появился круг, который трижды опускался к земле. В результате этого знамения Никола уверенно оказался в лагере сторонников скорейшего возведения санктуария.
Автором проекта стал ученик Донато Браманте Джованни Баттаджио, который начал работы в том же 1490 году. Первый камень был заложен 6 августа. Заметьте, прошло совсем немного времени после озвученных событий, что говорит о значимости случившегося с Катериной. Наверняка, в народе пошла волна почитания и укрепления религиозных чувств.
У санктуария интересная форма (кстати, подобную я видела у сооружений в Бергамо и Тревильо) и отделка: колонны, разнообразные окна, арки, мрамор и кирпич. Здание выглядит весьма нарядно и видно еще издалека. Расположен santuario недалеко от города - ровная, словно стрела улица, начинается от железнодорожного вокзала и упирается прямо в центральный вход. Город Крема находится по другую сторону от одноименной станции. До санктуария я добралась бодрым шагом минут за 15-20.
Внутри здание кажется меньше, нежели снаружи. Подобное впечатление у меня возникало в старинных русских храмах, в том же Покрова на Нерли. Снаружи церковь воспринимается большой и монументальной, зашел - и интерьер словно сжался. Здесь нечто похожее. Людей было совсем мало, но молились они истово. Такого религиозного напряжения и собранности я раньше не видела, и искренне боялась лишний раз пошевелится, чтобы не нарушить молитвенный настрой присутствующих. Шум фотоаппарата прозвучал как гром среди ясного неба, поэтому снимков богатого убранства совсем мало (два!) А над ним, кстати, трудились местные и кремонские художники: Карло Урбино, Бенедетто Диана, Джованни Батиста Гранди, Аурелио Гатти , а также известные округе братья Антонио и Бернардино Кампи и др.
В 1958 году Папа Пий XII именует данное сооружение Малой базиликой, а в 1992 его посетил Иоанн Павел II. По всем меркам этот санктуарий является местом серьезной важности, если его удостаивают своим посещением главы Католической церкви. Будете рядом, загляните. И кстати, сама Крема тоже очень симпатичная с легким венецианским приветом. О ней я тоже как-нибудь расскажу. Ну а пока...пока! И традиционно - viva Italia!