Итак, впору продолжить про римские церкви, дабы внести некое разнообразие. Вообще, именно в этом городе храмы уникальны, куда ни зайди, там обязательно что-то интересное, да окажется. Сегодня я расскажу об одной церкви, куда непременно надо зайти и любителям искусства, и людям верующим. Речь пойдет о San Pietro in Vincoli.
У этого храма весьма простое внутреннее убранство. Ни тебе богатой крученой лепнины по всему золотому потолку, ни шикарной отделки и масштабных мозаик, одним словом, всего того, что в избытке в римских культовых сооружениях. Собор, конечно, не аскетичный, чего стоит хотя бы расписанный свод, но впечатление он производит очень светлое и легкое.
Здесь хранятся вериги Апостола Петра, этими цепями он был прикован за свои проповеди о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода, второй - в Мамертинской темнице Рима, на этот раз по указанию Нерона. Вериги располагаются в особом ковчеге у главного престола, который виден сразу же, как входишь в храм. Католическая традиция весьма своеобразно относится к поклонению святыням, и прикладываться к ним не принято. Поэтому и иконами, и веригами, и всем остальным зачастую приходится довольствоваться на расстоянии.
В крипте покоятся мощи семи братьев Маккавеев, что пострадали в 166 году до Р.Х. за то, что отказались от идолопоклонства при царе Антиохе Епифане, что тогда правил в Иудее. В Священном Писании их имена не приведены, однако, по традиции их называют так: Авим, Антоний, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл.
В ризнице хранятся мощи Святой мученицы Агнии и части крестов, на которых были распяты Апостолы Петр и Андрей Первозванный. Слева от главного входа в одной капелле есть мозаичная чудотворная икона мученика Севастиана, мощи которого, кстати, тоже хранятся в Риме в церкви San Sebastiano fuori le mura. Икона была помещена сюда в 680 году в память избавления Рима по молитвам этого Святого от свирепствовавшей тогда жуткой моровой язвы.
Ну и наконец...здесь скульптура великого Микеланджело «Моисей». Мое восхищение этим человеком не знает границ, фигура такого масштаба и таланта не знало искусство ни до него, ни после. Микеланжело - ГЕНИЙ. Будучи скульптором, он великолепно разбирался в архитектуре. И ладно бы только разбирался, так еще и строил! И как! И этот скульптор, который живописью-то особо не занимался, взял и расписал Сикстинскую капеллу. Виртуозно, феноменально расписал, так как мог бы сделать только человек, всю жизнь занимавшийся живописью. И в одиночестве, без помощников. Правда, поначалу он позвал себе на помощь ведущих художников, но...посмотрел, что они понаделали и прогнал всех куда подальше, а росписи счистил. И создал шедевр. Скульптор. У которого всего, кстати, два живописных произведения осталось. Сикстинская капелла и «Святое семейство» из Уффици.
Его скульптурные работы лично на меня имеют гипнотическое влияние. В них такая мощь, энергия, сила, характер! Так делать невозможно...это выше человеческого понимания, как можно обладать таким талантом. Именно поэтому я полностью согласна с Джоржио Вазари, который в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых ваятелей и зодчих» прежде чем рассказывать историю Микеланджело, страницы три впадает в эйфорию и реверансы, благодаря Создателя за то, что такой человек родился, творил и прославил великую Флоренцию. Микеланждело - это космос, Вселенная, титан. Все его скульптуры надо, по возможности, смотреть в оригинале, только так можно прикоснуться к таланту этого великого человека. Единственного в своем роде. И в церкви San Pietro in Vincoli у вас будет такая возможность. Viva Italia!
Источник: книга Архимандрита Дионисия (Валединского) "Спутник русского православного богомольца в Риме".