Лукка - очень уютный городок, с башнями, с резным декором многочисленных церквей, с каналами, необычными площадями и зелеными лужайками. Город милый и неторопливый, с собственным шармом и индивидуальностью. Однако почему-то сильной любви с ней не возникло. Не случилось трепета, что неизменно сопровождает меня во Флоренции, не было изумления, что я испытывала в Сиене, но Лукка мне, тем не менее, очень понравилась. Хотелось, конечно, столь любимого тосканского послевкусия, когда снова и снова в мыслях возвращаешься на площади и в соборы, пытаешься вспомнить все перепробованные блюда и исхоженные улочки, а еще хотелось, чтобы дернулась внутри какая-то струна, что неизменно приходит в движение при слове «Тоскана».
Думаю, всему виной наш однодневный быстрый вояж. Мне сложно почувствовать город за несколько часов. Мне надо осмотреться, никуда не торопясь, посидеть на лавочке, поесть мороженое. Постоять перед понравившимися соборами, зависнуть около какого-нибудь алтарного образа внутри почти пустого храма.
Я часто сажусь на деревянные скамейки для прихожан и просто рассматриваю церковь. Иногда, кстати, они и сами очень любопытны: могут встретиться гербы семей, что сидели на этих местах, какие-нибудь надписи и прочие атрибуты, отсылающие к далекому прошлому.
Мне надо погулять вечером и увидеть город утром. Это почти пунктик. Только после всего этого я начинаю видеть и чувствовать то место, где нахожусь.
Самое яркое впечатление - это Дуомо Флоренции около 8-9 часов утра, когда я просто не смогла уехать из этой цитатели прекрасного, не взглянув на него в ранние . А еще благодаря утренним прогулкам с 9 до 10 часов я просто влюбилась в Милан. Я его увидела! Без мишуры и суеты, что закутывает и прячет его облик в течение дня. Но я увлеклась, вернемся к Лукке:)
Основана она была еще римлянами и на протяжении веков не теряла своего значения. В Лукке сходились дороги на Флоренцию, Рим, Пизу и Парму, а еще через город шла важнейшая артерия того времени паломническая (и не только) via Francigena. Здесь была столица маркграфов Тосканских, пока Матильда Каносская не предпочла Флоренцию.
Однако, Лукка не канула в безвестность, а наоборот, стала развиваться семимильными шагами благодаря продаже шелка и активной банковской деятельности. Были здесь и правители из Генуи и Вероны, но городу это не вредило. В 15 веке случилась знаменитая битва при Сан-Романо, когда Флоренция окончательно и бесповоротно приобретает звание главного города Тосканы. Но Лукка сохранила республику и являлась вторым городом с такой формой правления. Первым была блистательная Венеция.
Наполеон дошел и до Лукки, отдав ее в распоряжение своей сестре. В общем, на протяжении всей своей истории, город не бедствовал и всегда смотрел на новых властителей с гордо поднятой головой. Это один из немногих городов, полностью сохранивший свои крепостные стены по всему периметру. Сейчас это отличное место для прогулок.
Как и многие итальянские города, Лукка отличалась большим количеством башен и как минимум сотню точно имела в своем арсенале. Но время пощадило только две - башню Гуиниджи и Часовую, с которой связана одна легенда. Жила как-то в Лукке одна дама по имени Лючида Манси (персонаж, кстати, и правда исторический). Дама была очень любвеобильная и помимо мужа имела еще целую армию любовников. Муж по непонятным обстоятельствам, скончался через несколько лет после свадьбы, возможно, не без помощи собственной жены.
Тут и начался разврат во всей красе и масштабности. Однако, дама была своеобразная: любовники ее тоже не задерживались на этом свете и часто после проведенной ночи несчастный расставался с жизнью. Интересно, сколько мужчин она погубила, учитывая ее страстность и темперамент?
Как бы то ни было, красавица наша начала стареть. Чтобы продлить молодость она была готова на что угодно, хоть на сделку с дьяволом, а он не заставил себя долго ждать. Лючиде было обещано 30 лет молодости и красоты в обмен на душу. Коварная соблазнительница согласилась. Но когда пришло время платить по счетам, Лючида решила дьявола обмануть, причем весьма хитрым способом.
Она хотела остановить часы и удержать язык колокола, чтобы тот не отбил зловещий час. Наивная. Как будто люцифер на колокола ориентируется. Но эта затея не удалась - Лючида попросту опоздала, а ровно в полночь за ней приехали на карете из преисподни. Говорят, ее призрак до сих пор бродит по вилле Манси в Сегроминьо, где она предавалась плотским утехам с многочисленными любовниками. По официальным данным Лючида Манси умерла от чумы в 1649 году и похоронена в одной из церквей Лукки, но где находится ее душа никому на этом свете неизвестно.
Ну после таких историй, поговорим о церквях:) Первый храм, что предстал нашему взгляду, был Сан Микеле ин Форо. Как угадывается из названия, некогда здесь был Форум, а собор появился в 13 веке. Он весь резной, с чередой арок и с витееватой отделкой, а если поднять глаза, то можно увидеть статую Архангела Михаила, которая тоже окутана тайной.
На пальце у Михаила есть кольцо, украшенное огромным бриллиантом. Это дар одного прихожанина, возможно, камень подарен в качестве благодарности за исполнение просимого или за совершенное чудо. Поговаривают, что когда на Лукку опускаются сумерки, из определенного места площади виден сильный блеск на руке Архангела - возможно, это и есть тот самый бриллиант. Правда я ничего сияющего не увидела, но в такую историю хочется верить.
Далее Базилика Сан Фредиано с прекрасной мозаикой «Вознесение» на фасаде. Это единственная романская церковь Лукки, построенная в 1112-1147 годах на месте более ранней церкви. Фредиано был епископом Лукки в 6 веке, именно он основал на этом месте собор в честь мученика Винченцо. После смерти епископа похоронили в этом же храме и в качестве дани уважения нарекли базилику именем Святых Фредиано и Винченцо. Однако, прославилась эта церковь благодаря другой святой - Зиты. Она лежит в стеклянной раке, мощи ее открыты и нетленны. Святая Зита считается покровительницей прислуги, официантов, лакеев, уборщиц и сиделок - всех, кто так или иначе связан с домашним хозяйством.
Недалеко от Сан Фредиано располагается самая необычная площадь, визитная карточка Лукки - piazza Anfiteatro.
Опять же несложно догадаться, что это место некогда было амфитеатром, что говорит о богатстве Лукки - не каждый город мог его себе позволить, это было прерогативой состоятельных населенных пунктов. Попасть на овальную площадь можно только через низкие своды арок. Века назад через них на арену выходили гладиаторы и выпускались животные, чтобы подарить публике яркое и кровожадное зрелище.
Сейчас площадь окружена со всех сторон домами, на нижних этажах которых вальяжно расположились многочисленные сувенирные лавочки, а по бывшей арене ходят разве что только туристы. Ничего не напоминает о тех боях, что традиционно проходили на такого рода площадках, может только типичная вытянутая форма.
И напоследок Дуомо. До него мы добрели в последнюю очередь. Собор посвящен Святому Мартину и построен в 6 веке. Как любое сооружение, он перестраивался, доделывался, дополнялся и в результате его современный облик относится к 12-14 веку.
В соборе, недалеко от входа есть занятный рисунок «Лабиринт» с загадочной подписью «это тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны». Говорят, что осужденным на смерть предлагали найти выход из этого схематичного лабиринта. Тот, кому удавалось это с первого раза, удостаивался помилования. Однако, что делает данное изображение в храме осталось загадкой, хотя слышала, что подобные вещи встречаются и в других итальянских соборах.
В Дуомо есть одно самое настоящее произведение искусства - саргофаг Иларии дель Карретто Гуиниджи, созданный Якопо делла Кверча. Илария умерла в возрасте 26 лет, а ее муж Паоло Гуиниджи захотел навсегда увековечить образ своей возлюбленной. Девушка словно дремлет, а маленькая собачка охраняет ее вечный сон. Но и на этом сокровища Дуомо не заканчиваются.
Здесь хранится чудесное деревянное Распятие - Святой Лик которого вырезал Евангельский Никодим из ливанского кедра по вдохновению свыше и под руководством ангелов. Я не сразу вспомнила кто это, но потом в память пришел отрывок из Библии о беседе Христа с Никодимом, возможно это именно тот самый персонаж.
Ну а дальше нам надо было возвращаться, и мы побрели на остановку. Что сказать в заключении....Лукка несомненно хороша, но осталась нераскрытой для меня. Я просто уверена, что в запасе у этого города еще много всего интересного и красивого. Просто нужно посвятить ему побольше времени, уделить достойное внимание.
Тогда станет понятно, за что любил свою родину Джакомо Пуччини (уроженец Лукки) и что поразило Иосифа Бродского, прибывшего сюда за четыре месяца до своей смерти. При случае я обязательно вернусь в Лукку и очень надеюсь, что в этот раз я смогу ощутить то тосканское очарование, что проходит от кончиков пальцев до самого сердца, и что однажды я смогу назвать этот город одним из лучших, что мне встречался. Viva Italia!