C чего начинается Рождество? Конечно, с вертепа, а по-итальянски презепе!
Это композиция иллюстрирует рождение Спасителя и состоит из фигурок людей и животных, а также включает архитектуру и пейзажи. Словом, своеобразная мини-реконструкция. А один город умеет делать рождественский вертеп особенно ярко и оригинально, со свойственной ему харизмой. Речь о южной столице -
Неаполе.
Он ведет традицию с античных времен, когда горожане несли к храму богини Цецеры глиняные фигурки в знак обета. По другой версии, презепе был придуман святым Франциском Ассизским в Умбрии, чтобы сделать более наглядными Евангельские события.
Но эффектная постановка родилась благодаря Карлу Бурбону III в середине XVIII века. Именно он стал заказывать презепе у лучших ремесленников. Постепенно сформировался круг мастеров, виртуозно изготавливавших фигурки из глины или дерева, включая их в многофигурные сцены.
Там непременно должны присутствовать все действующие лица: Младенец Иисус, любимая всей Италией Мадонна, Иосиф, пастухи, волхвы, ангелы, овцы. Композиция размещалась под сводами специально сооруженного хлева или пещеры, делая действие камерным, словно вы одним глазком каким-то чудом заглянули в I век н.э.
Вслед за королем, к мастерам выстроилась очередь из аристократов, которые тоже хотели вертеп к празднику. При этом каждый старался перещеголять соседа и заказать презепе больше, лучше и красивее. Новая традиция пришлась по вкусу и простолюдинам, любовно создававшим вертеп своими руками в кругу семьи. Разве можно отказаться от такой красоты?
Постепенно количество персонажей увеличилось, а вокруг священного действия развернулась городская жизнь. В вертеп стали помещать фигурки простых жителей, например, загорелого рыбака с обветренным лицом и уловом, толстяка-мясника за прилавком, улыбчивую продавщицу фруктов с корзинами. Молочник, портной, цирюльник, музыкант, крестьянин - всем находилось место.
Однако первоначально каждая фигура обладала определенным смыслом. Продавцы символизировали месяцы года, а рыбак напоминал об апостолах, ведь ученики Христа по роду деятельности были рыбаками.
А как интересно разглядывать детали! Дома, таверны, конюшни, лавки, дворцы... Элементы архитектуры тоже имели значение. Например, мост - символ перехода из одного мира в другой, а мельница означала время. Удивляет, с какой любовью и аккуратностью создан каждый кусочек. Это не просто рождественский вертеп, а энциклопедия городской жизни.
В наши дни мастера могут включить в композицию известного политика или актера, президента или телеведущего. Не составит труда заметить
Сильвио Берлускони или Маттео Ренци, королеву Елизавету или герцогиню Кембриджскую. Рождественский вертеп хранит еще множество загадок, которые предстоит разгадать, любуясь этими народными шедеврами. Ведь каждый мастер вкладывает в презепе часть своей души, наглядно, просто и с любовью рисуя картину самого важного события в мире - Рождества Христова.