Нам иногда кажется, что современное общество не сильно привязано к морали и нравственным принципам.
Однако это не так. Достаточно почитать историю эпохи Возрождения, чтобы подивиться нравам того времени и понять, что XXI век не настолько испорчен и неприличен, как можно подумать.
Любопытно, что и в
Риме жители тоже не всегда были правильными, благовоспитанными и вели себя прилично. Например, достаточно вспомнить Марцию - жену Катона (который в свою очередь был внуком того самого Катона, который настоял на уничтожении Карфагена) и ее свадьбу.
Свадьбу, на которую ее обрекли ради выгоды, хотя в тот момент она уже была замужем и успела воспитать нескольких детей.
Начнем с того, что Катон был товарищ прагматичный и из всего старался извлечь выгоду. И тут ему поступает интересное предложение от Квинта Гортензия - человека богатого и благородного. Суть сделки - породниться с Катоном и устроить собственную личную жизнь, а для этого надлежало сочетаться узами брака с дочерью Катона - уже замужней Порцией. Абсурд, скажите вы?
Гортензий тем не менее все это железно аргументировал: девушка, дескать, еще молода и способна к деторождению, а обременять уже имеющегося супругами новыми отпрысками не есть хорошо, к тому же для государства такой союз очень полезен и выгоден. И тут Катон задумался.
И ответил, что предложение, дескать, странное и не самое приличное, надеясь, что история на этом и закончится. Квинт Гортензий оказался парнем упертым и заявил о том, что сдавать свои позиции он не собирается и коли Катон не хочет отдавать дочь, то может поделиться собственной женой - она тоже еще в расцвете лет и способна рожать наследников приличным людям Римской империи.
И тут Катон сдался. Помолвка Квинта и супруги Катона Марции прошла в его присутствии и с разрешения отца "невесты" Филиппа.
Данный "проект" в итоге и без того богатого Катона просто озолотил: Гортензий прожил недолго, оставив все свое огромное состояние Марции. Которую, после смерти Квинта, Катон с радостью принял обратно.
За данный поступок его очень корил Цезарь, считая: "Зачем, спрашивается, надо было уступать жену другому, если она нужна тебе самому, а если не нужна - зачем было брать ее назад? Ясное дело, что он с самого начала хотел поймать Гортензия на эту приманку и ссудил ему Марцию молодой, чтобы получить назад богатой!".
Справедливости ради, надо сказать, что закончил Катон плохо - он пошел против Цезаря, а когда понял, что терпит поражение вонзил в себя меч. Этот поступок вызвал у Цезаря восхищение и такие слова: "Ох, Катон, ненавистна мне твоя смерть, потому что и тебе ненавистно было принимать от меня спасение!"
А ведь очень философская фраза, не так ли?
Источник: Геннадий Левицкий "Женщины Древнего Рима".