Оригинал взят у
brother_alik в
Взрослые“Кто-то станет стеной, а кто-то плечом,
Под которым дрогнет стена.”
Виктор Цой.
Нас учили в школах, училищах и институтах. Наше общее среднее образование вбивало нам в головы какое-то безумное количество знаний, которые мы благополучно забывали, переступив порог следующего учебного заведения. "Забудь всё, чему тебя учили в школе, "забудь всё, чему тебя научили в институте". Нам никто не объяснял главного - правил выживания в коллективе. Мы учились этому сами, методом драк и синяков.
Наше образование не зря называлось средним. Оно ориентировалось на середняков. “Все мы привыкли, надо признаться, из серой массы не выделяться…” ©
Нам ставили оценки. Нас с раннего детства приучали к мысли, что кто-то выше нас по статусу и должности будет оценивать нашу работу. Наши учителя ставили нам оценки по министерским нормативам, не задумываясь о том, что для кого-то три решённых задания из пяти - это рост над собой, а для кого-то пять из пяти - это всего лишь 10 минут работы. Нас загоняли в рамки средней температуры по палате.
Мы изучали алгебру, но не знали, что 1+1 в реальной жизни может быть как два, так и ноль. Мы заучивали, что делить на ноль нельзя, но не предполагали, что эта ситуация может случиться в жизни, когда цепочка ошибок приводит к логическому финалу. Это сродни прохождению через чёрную дыру: кто-то возрождается в новом качестве, а кто-то бесследно исчезает.
Аксиомы геометрии говорили, что параллельные прямые не пересекаются, но в жизни всё было по-другому: мы вновь и вновь встречали людей, о которых хотели забыть, и круто разворачивали линию своей жизни. В школе нам никто не говорил о неевклидовой геометрии, а её принципы могли бы очень пригодиться в жизни.
Мы изучали биологию, но нам никто не говорил, что нужно слушать в первую очередь своё сердце. Оно не просто насос, который качает кровь. Оно точно знает, чего мы хотим на самом деле.
Мы учили физику, но нам никто не объяснял, что её законы работают и в одушевленном мире: противоположности притягиваются, действие равно противодействию, чтобы получить результат, нужно потратить энергию: свою или чужую. Чужую тратить на первый взгляд проще, но результат будет непредсказуемым. Управление людьми - это работа с чужой энергией. “Где у него кнопка, Урри?” Нам обязательно была нужна Самая Главная Кнопка, которая управляет человеком, его энергией, эмоциями, стремлениями. Любовь. Ревность.
Мы учили химию, но нам никто не показывал, что опыты над собой и близкими могут привести к пожарам и взрывам. И чем ближе тебе люди, тем сильнее ожоги. У всех.
Мы изучали разные языки, но не видели того, что понять друг друга можно и без слов. Было бы желание. А можно говорить, не умолкая, и не слышать друг друга.
Мы читали в юности кучу книг, писали сочинения на темы плана "И один в поле воин, если он Чацкий", но ни один учитель литературы не говорил нам о том, что одиночка во все времена будет вынужден покинуть племя, если не сможет стать его вождём.
На уроках физкультуры мы смеялись над слабыми. Нас не учили тому, что специализация решает. Кто-то выше всех прыгает, кто-то быстрее всех бегает, кто-то обладает отличной реакцией. Нас не учили, что если каждый занимается своим делом, команда будет успешной и сильной. Нас не учили собирать команды, но у нас быстро появлялись капитаны. И далеко не всегда этими капитанами в итоге оставались те, кого нам назначали сверху.
Нам проводили уроки психологии, но не говорили, что о своих желаниях нужно говорить прямо. Мы видели вокруг себя игру взрослых в угадайку и принимали этот способ общения как должное. Наши семьи разваливались, а мы продолжали их добивать, выясняя отношения на повышенных тонах.
Нас методично встраивали в систему, где старший по статусу прав по умолчанию. Нам никто не говорил, что этот старший кто-то тоже может ошибаться. Что он может чего-то не знать. "Начальник всегда прав", "подчиненный перед лицом начальства должен иметь вид придурковатый, дабы своим разумением не смущать оное" вбивали нам в головы. Мы видели успехи тех, кто соглашался, и сгибались под давлением Системы. Мы принимали правила Игры и росли по социальной лестнице.
Мы видели, что во всех командах вокруг лидера появляются подхалимы, и презирали их. Нас никто не учил, что тихий шёпот подхалима в определённый момент становится громче голоса разума. Нам не говорили, что подхватить подхалимов - это почти смертельно. И для лидера, и для его команды.
Умение услышать и понять мы научились считать проявлением слабости. В песнях нашего поколения мы слышали “Гни свою линию” и свято верили, что так будет верно. “Какая разница, что ты прав, если твоя женщина плачет?” Мы научились не задавать себе таких вопросов. Гни и куй, коси и забивай.
Наши родители были озабочены зарабатыванием денег. Ещё больше денег. Кто-то сводил концы с концами, кто-то покупал новые машины и ездил на отдых по несколько раз в год. Когда мы приходили за вниманием, нам говорили: "Не видишь, как мама/папа устали? Дай нам отдохнуть!" Мы быстро научились требовать взамен родительского времени и внимания новые игрушки.
Мы быстро усвоили, что родителям тоже нужно одобрение со стороны. "Как твой ребенок хорошо одет, какие у него классные игрушки, как он замечательно учится, какая у вас квартира, оооо, новая стенка/машина/кольцо" со сквозящей в голосе плохо скрываемой завистью или слегка покровительственно. Тех, кто жил по-другому, было принято жалеть за их спиной.
Мы поняли, что "думаю" и "говорю" - это разные вещи. Нам никто не объяснял, что мы животные, и наше тело мгновенно выдает нашу ложь. Неважно, видим мы человека или нет: нам достаточно малейших пауз и дыхания, чтобы понять - врёт. Мы учились придумывать красивые версии, в которые верили сами. Это помогало нам добиться результатов здесь и сейчас, но уводило нас всё дальше от наших настоящих желаний и стремлений.
Мы вроде бы выросли. Как растёт дерево. Только дерево получилось каким-то кривым и упирается в стены. Стены, которые мы создали себе сами.